Смекни!
smekni.com

Религиозные взгляды народов Кении (стр. 3 из 4)

Сначала Православие было развито только у угандийской границы, сегодня оно представлено как в западных, так и в центральных провинциях Кении. Миссионерство развивается посредством личного общения, посещения родственников и т. д. Например, в 1982 году один из выпускников семинарии, чья семья поселилась среди племени туркана, за год обратил 156 человек. Сегодня здесь действует несколько церквей, и литургия совершается на местном языке.

В Кении в своё время трудился известный здесь миссионер митрополит Анастасий (Яннулатос), ныне архиепископ Албанской Православной Церкви.

Действуют 114 приходов и, помимо постоянных общин, действуют 77 миссионерских центров (по состоянию на 1995 год). Постоянно оказывают помощь Элладская, Кипрская, Финляндская Церкви, архиепископии Америки, Австралии, правительства Греции и Кипра, частные лица.

Тем не менее, насущными проблемами являются недостаток образованных священнослужителей, средств для передвижения и вопросы строительства капитальных церковных зданий. Другой проблемой является нехватка богослужебных книг, церковной утвари и облачений, которые иногда приходится переносить из прихода в приход.

Численность православных составляет около 650 тысяч человек. К 2009 году в Кении находится одна из самых крупных православных общин - около 1 000 000 человек.

Несколько раз в году митрополит объезжает свои приходы с пасторским визитом. Он проводит богослужения, встречается с верующими, помогает в постройке храмов и приходских школ. Во многих кенийских деревнях нет даже продуктовых магазинов или школ, но есть церкви. В основном они глинобитные. Священники в этих деревнях очень бедны, многие служат босиком и в рваных старых облачениях. Но, несмотря на бедность, церкви всегда полны людей, особенно во время приезда епископа. Православные христиане Кении встречают своего иерарха традиционными танцами и песнями. И митрополиту часто приходится вступать в пляс со своими прихожанами под барабанную музыку.

Конечно, далеко не все в африканском православии так гладко – существует множество проблем. Часто понимание Православия у африканцев не очень глубоко и ссылки на мистический опыт почти не вызывают ответа. Однако, этому есть свои объяснения – в Африке, например, нет ни одного монастыря. Также тут сказывается отсутствие традиционной православной культуры (кстати, именно здесь оцениваешь ее значение в духовной жизни человека).

Тем не менее, у африканцев есть главное: ревность к вере и любовь ко Христу и Его Церкви, которая выражается в том числе в том факте, что основную миссию в деле проповеди Евангелия и распространения Православия несут сами африканцы: практически все священники и катихизаторы митрополии – из местных жителей. Они сами крестят новых членов Церкви, организовывают общины, учат своих детей в воскресных школах.

Интересно, что, соблюдая православные каноны, кенийцы в то же время славят Бога своим, «авторским» способом: после службы в храме они пляшут и поют песни, причем совсем не греческим распевом! Архиепископ Кении не остается в стороне – 64-летний Макарий пританцовывает в такт музыки вместе со своими подопечными. Удивительно, но в этом не чувствуется никакого диссонанса, никакой неприемлемости.

По его словам, африканские племена не должны отказываться от своих традиционных танцев и песен в храме, ведь у каждого народа своя родная самобытная культура. Африканцы всегда крепко держались за свою общину, даже смешно представить себе их в роли индивидуалистов на западный манер. А вот соборная молитва, Литургия («общее дело» в переводе с греческого) – идеально устроились в традиционный уклад их жизни.

Совместное пение и танцы – это, должно быть, нагляднейшее проявление общинности и единодушия кенийцев: и в горе, и в радости, и на отдыхе, и перед работой африканцы на протяжении веков исполняли свои традиционные танцы под аккомпанемент барабанов и дружных голосов. Это их жизнь, душа этого народа.

Во время богослужения поют на клиросе и подпевают все присутствующие. А после Литургии прихожане с удовольствием остаются в храме для того, чтобы танцевать и петь христианские гимны на народные мотивы. Каждый раз кенийцы сочиняют новую песню.


2.2. Католицизм

Католики Кении в течение многих лет не проявляли большой активности. В декабре 1087 г. католическая церковь приняла решение включиться в борьбу с социальной несправедливостью, неравенством в распределении доходов, содержанием в заключении без суда и следствия, коррупцией, злоупотреблением властью и предоставленными привилегиями, растущей преступностью. Была создана Комиссия справедливости и мира при Конференции епископов.

На территории страны действуют следующие епархии римско-католической церкви: архиепископство Найроби; епископство Кисуму — в провинциях Ньянза и ЗападнаяМомбаса — в Прибрежной провинции; Ньери— в Центральной провинции епископства Меру, Мачакос, Марсабит и Китуи в Восточной провинции; епископства Элдорет и Накуру и две апостолические префектуры Нгонг и Лодва—в провинции Рифт-Валли.

В начале 1980-х годов в Кисуму проживало примерно 600 тыс. католиков, в епархиях Ньери — 500 тыс., по 360—400 тыс.— в епархиях Кисии, Найроби, Меру; по 150 тыс. и более — в Накуру, Мачакос и Элдорет; в епархии Момбаса — свыше 100 тыс., по 30 тыс.— в Китуи и Нгонг, по 10 тыс.— в Лодвар и Марсабит.

В 80-е годы высшее духовенство римско-католической церкви состояло из кардинала, возглавлявшего архиепископство Найроби, 12 епископов, 8 из которых — граждане Кении, а остальные — миссионеры из Великобритании, Ирландии, Италии. Низшее духовенство в конце 1970-х годов насчитывало примерно 900 человек, в основном африканцев.

Римско-католическая церковь имеет в Кении свыше 300 соборов, часовен и других культовых сооружений. Уполномоченными конгрегациями Ватикана в архиепископстве Найроби и епископстве Момбаса выступает орден спиританистов, в епископствах Меру, Ньери, Марсабит — миссионеры конгрегации св. Петра и т. д. Общая численность членов различных монашеских конгрегации в конце 1970-х годов достигала 4 тыс. человек.


2.3. Ислам в Кении

Средневековые арабские географические источники называли кенийскую и танзанийскую части восточноафриканского побережья «Страна зинджей». Зинджи имели царей, власть которых была выборной, причем арабские источники прямо говорят о принадлежности царей к местному африканскому населению.

У зинджей было распространено рабство; рабами, добытыми во время войн и набегов, зинджи торговали с пришельцами-арабами. Арабские источники также сообщают, что царь зинджей «охотно ввел у себя ислам».

Более поздние арабские источники и местные суахилийские хроники зафиксировали несколько «волн» переселений с Востока вплоть до XII в., когда на восточноафриканском побережье началось активное распространение ислама. Переселения стимулировали развитие восточноафриканских городов (города архипелага Ламу, Пате, Манда, Малинди, Момбаса и др.) прежде всего как центров торговли с внешним миром.

Большинство кенийских шиитов проживают в Найроби и Момбасе. Большую миссионерскую деятельность ведут секты ахмадийя и бехайя (бехаиты). Ахмадийя имеет религиозный центр в Найроби, который одновременно является религиозным центром ахмадистов всей Восточной Африки, и два миссионерских центра в других районах страны. Численность секты — несколько тыс. человек. Более многочисленная секта бехаитов действует как среди мусульман, так и среди христиан. Основную часть ее сторонников составляют лухья — бывшие мусульмане и христиане, есть группы индийцев и пакистанцев.

У мусульман функционируют Союз мусульман Кении (СМК) и Верховный Совет мусульман Кении. В Найроби работает Исламский центр.

Распространен ислам суннитского направления шафиитской религиозно-правовой школы (мазхаба). Шафииты имеются и среди части арабов и индийцев. Среди части арабов, индийцев и пакистанцев есть ханифиты, среди арабов — небольшое число сторонников маликитского мазхаба. Определенным влиянием пользуются некоторые суфийские ордены. Орден Кадирийя имеет приверженцев в прибрежных районах страны, а также среди камба и кикуйю, в Найроби и Исиоло. У сомалийцев в Северо-Восточной провинции влиянием пользуются ордены Шадилийя и Дандаравийя-Андаравийя (ответвление ордена Идри-сийя). Часть мусульман оромо — сторонники ордена Тиджанийя.

Шиитского направления в исламе придерживаются главным образом неафриканцы, но есть и небольшие группы африканцев. В общей сложности их примерно от 20 до 25 тыс. Они представлены несколькими сектами (общинами). Исмаилиты представлены мусталитами и низаритами.

Мусталиты в настоящее время более известны под названием бохора (или бохра); это преимущественно гуджаратцы, выходцы из городов Барода (штат Гуджарат) и Бомбей (Махараштра). Низариты, или ходжа,— в основном выходцы из Синда (Пакистан) и Кача (Индия). Исмаилиты играют заметную роль в экономической жизни страны, владеют издательствами, банками, госпиталями, торговыми фирмами, учебными заведениями и т. п. Небольшую общину образуют имамиты (исна-ашарийя) — почти все они пакистанцы.

По оценкам, во второй половине 80-х годов мусульманское население современной Кении составляло от 2 до 3 млн. человек. Ислама придерживаются главным образом суахили, ньика, теита, покомо, бони, санье, проживающие в прибрежных районах страны, а также сомали, часть оромо (борана), туркана и др. Ислам исповедуют все арабы, пакистанцы, часть индийцев. Наиболее исламизированными провинциями Кении являются Северо-Восточная (90—99% населения), Прибрежная (примерно 80—85%), значительное число мусульман проживает на севере Восточной провинции.


Глава 3. Иудаизм в Кении

Поселение евреев в Кении началось на пороге 20 в. В 1913 г. в столице Кении Найроби жили двадцать еврейских семей; здесь была построена первая синагога. В годы Второй мировой войны в Кении поселились еврейские беженцы из стран Европы.