Смекни!
smekni.com

Ранние формы религии 2 (стр. 5 из 6)

Изучение корейского фольклора, древних письменных памятников, а также археологических и этнографических данных помогает выявить новый материал, свидетельствующий о наличии следов тотемизма в религиозных обрядах корейцев.

Мифы о культурных героях. Мифы о культурных героях в корейской научной литературе обычно объединяются в группы под общими названиями конгук синхва - "мифы об основателях государства" или конгук сорхва -"легенды об основателях государстваВ период трех государств (I в. до н. э.- VII в. н. э.) и объединенного Силла (VII-Х вв.) были записаны многие из наиболее популярных мифов. Известно, что существовала запись мифа о Тангуне, легендарном основателе древнего Чосона, - "Тангун коги". Сохранилось указание о том, что было произведение "Тонмён коги", посвященное Тонмёну, по одной версии, основателю государства Пуё, а по другой, более поздней по времени, - основателю государства Когурё. Значительное число мифов содержится в корейских средневековых сочинениях "Самгук саги" Ким Бусика (XII в.) и "Самгук юса" Ирена (XIII в.).

Анализ мифов о культурных героях показывает, что для всех них характерно необычное происхождение героя. В некоторых мифах герои объявляются сыновьями Небесного правителя. Так, Хванун, один из небожителей, пожелавший для себя земной жизни, был сыном Небесного правителя Хванина и его наложницы.

Согласно древнему мифу, записанному в "Коре са коги", первые люди на Земле появились на острове Чеджудо, вслед за сильным землетрясением. "И поныне на северном склоне горы Чинсан есть пещера, которая носит название Мохын. Из нее вышли три первых человека. Одного звали Яы Ылла, второго -Ко Ылла, а третьего - Пу Ылла. Первое время эти трое занимались охотой, одевались в звериные шкуры и ели мясо диких зверей. Однажды они увидели, что волнами к берегу прибило деревянный ящик. Три человека подошли и открыли его. Внутри оказались три каменных ящика. Из первого вышел человек, одетый в платье бордового цвета, подпоясанное красным кушаком. Из второго - три девушки, одетые в синие платья. В третьем нашли жеребенка, теленка и зерна пяти злаков. Человек из первого ящика сказал: "Я посланец Японского государства. У нашего вана родились три дочери. Он прослышал о том, что на западе, посреди моря, есть остров, на котором живут три святых человека, и что они хотят основать государство. Поэтому наш ван прислал своих дочерей вам в жены". С этими словами посланец поднялся к облакам и исчез".

Далее в мифе рассказывается о том, что с этого времени жители острова начали заниматься земледелием и животноводством. А нынешние жители Чеджудо - их потомки.

В мифах о культурных героях широко распространен один из древнейших мотивов мифологии всех народов -сюжет о "непорочном зачатии". Герои рождаются от облака, которое опускается на мать, или от солнечного луча, который озаряет ее. Вот что, например, говорится о рождении Тонмёна, легендарного основателя Пуё: "Служанка государя Доли, варварского государства на севере, забеременела. Государь хотел убить ее, но она сказала: "Облако в виде куриного яйца спустилось с небес, и потому я зачала". Потом она родила сына. Его выбросили в хлев для свиней. Свиньи дышали на него, чтобы согреть, и он не умер. Тогда бросили его в конюшню. Лошади тоже согревали его своим дыханием, и он не умер. Государь подумал, что, может быть, это сын Неба, и отдал его матери". О рождении Чумона рассказывается в "Самгук саги". Его мать, Юхва, забеременела от солнечного луча. Она "родила одно яйцо, около 5 сын (1 сын -мера объема в 1,8 кг.) весом.. Ван (Кымва) бросил это яйцо собакам и свиньям, они не посмели его есть; бросил на дорогу - коровы и лошади обходили его; бросил в поле - птицы прикрывали его своими крыльями. Ван хотел разбить яйцо, но не смог, поэтому возвратил его матери... Мать завернула яйцо и положила в теплое место. Мальчик пробил скорлупу яйца и вышел из него".

Широкое распространение имеет сюжет о появления героя из яйца. Цикл этих мифов известен в корейской литературе под общим названием ансэн сорхва -"легенда о родившихся из яйца". Сюда относятся мифы и легенды о происхождении Пак Хек-косе , Тхархэ, Чумона.

Историко-этнографические материалы свидетельствуют о том, что у многих древнекорейских народов и их соседей медведь и тигр были тотемными животными. Древние китайские источники сообщают о том, что еще в первых веках нашей эры один из древнекорейских народов, народ Е (кит. Вэй), живший в тот период, по-видимому, в центральной части Корейского полуострова, поклонялся тигру как своему божеству. В более поздний период тигр почитался в Корее как Хозяин гор или как его первый помощник.

Связь культурных героев с тотемными и почитаемыми животными прослеживается и в других мифах. Один из правителей Пуё, Кымва, был найден под камнями на берегу озера, Вот как об этом рассказывается в "Самгук саги": "Ван Хэбуру был стар, но не имел сына. Он молился духам гор и рек, прося их, чтобы они послали ему наследника. Однажды верхом на лошади он достиг озера Конён и увидел-огромные камни, которые стояли друг против друга и из которых текли слезы. Ван удивился и приказал людям перевернуть камни. Под камнями лежал маленький ребенок, который по своему виду напоминал лягушку золотистого цвета (иногда вместо иероглифа "лягушка" пишут иероглиф "улитка"). Ван радостно воскликнул: "Это Небо послало мне наследника!" Ребенок был взят Ваном на воспитание. Нарекли его Кымва ("золотая лягушка"). Когда он подрос, его провозгласили старшим наследником".

Сведения, сохранившиеся в "Самгук саги", свидетельствуют о том, что лягушка как тотемное животное почиталась в Пуё и в более позднее время. Согласно древним мифам племени чинхан, супруга "первого" вана Силла, Арен, родилась из ребра дракона.

По мере развития общественных отношений в древнекорейском обществе на смену мифам о культурных героях, в которых героя с самого начала отличает от окружающих его необычное происхождение, приходят мифы, главные персонажи которых, оказываются в родстве с якобы "историческими" деятелями. Так,"основатель" Пэкче, Онджо, объявляется сыном Чумона, а Киджа, один из "правителей" древнего Чосона,-подданным чжоуского вана.

Известную трансформацию в характеристике героев можно наблюдать на примере их "деятельности". Несомненно, древнейший пласт связан с мифами, герои которых боролись со стихиями, превращали животных в людей, обучали людей земледелию и скотоводству, секретам геомантии, искусному ткачеству и гончарному делу.

Наиболее ярко этот древнейший пласт проявляется в мифе о Хвануне, который является центральной частью мифа о Тангуне. Уже рассказывалось о том, как Хванун превратил медведя в женщину. Однако этим не ограничивалась "деятельность" Хвануна. Древние записи "Самгук юса": гласят: некогда был Хванин. Его сын, Хванун, рожденный от наложницы, страстно желал для себя земной жизни и хотел быть среди людей. Отец узнал о желании сына. Взглянув с небес на земли Самви и Тхэбэк, он понял, что его сын может принести людям много пользы. Тут же вручил [сыну] три знака Небесной власти и отправил его на Землю. Хванун в сопровождении трех тысяч подданных спустился на вершину горы Тхэбэксан (Тхэбэксан - нынешняя гора Мёхянсан), под сень священного сандалового дерева. Это место стали называть Синей. Хвануна с этого времени стали называть Хванун - Небесный ван. Ему подчинялись божество Ветра, предводитель Дождей, повелитель Туч. Хванун определял рост злаков и судьбы людей, болезни и наказания, он повелевал добром и злом. От него зависели все 360 дел людей. В этом мире он ведал всеми метаморфозами".

Миф о Хвануне имел широкое распространение. Записано немало вариантов этого мифа. В некоторых из них повествуется о том, что Хванун научил людей принципам общественной жизни. "Он разделил три тысячи общин из района и время от времени, сев на быка, объезжал их и проверял, как живут его люди. В течение ста двадцати четырех лет он управлял своими людьми без королевского ранга, и его люди не имели представления об этнической принадлежности... В 2333 г. до н. э. люди провозгласили его Тангуном. Все районы были объединены, а столица была установлена на горе Тхэбэксан. Через двадцать два года столица была перенесена в Пхеньян, а название страны и народа было изменено на Чосон".

Таким образом, если в варианте мифа о Хвануне, записанном Ирёном, Хванун повелевает стихиями и судьбами человечества, учит людей основам этики и права, то в более позднем варианте главной заслугой Хвануна провозглашается создание государства. И здесь Хванун сближается с героями других корейских мифов. Не случайно, в более позднем варианте Хванун и Тангун сливаются в один образ.

В заслугу культурным героям корейских мифов на более позднем этапе ставится создание городов. Они выступают в роли родоначальников этнических групп, первопредков знатных родов, создателей государства. Например, Тангун провозглашается основателем древнего Чосона, Тонмён - основателем Пуё, Чумон утверждает государство Когурё, Пак Хёккосе -государство Силла, Онджо - государство Пэкче, Ким Суро - государство Кая. Таким образом, герой корейских мифов ничем не отличается от культурных героев, известных мифологическому наследию всех народов мира.

Проникновение в Корею буддизма, конфуцианства и даосизма привело к трансформации культурных героев древней корейской мифологии. И не случайно многие из них были зачислены в пантеон новых идеологий.