Смекни!
smekni.com

Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян (стр. 3 из 3)

Если умерший был богат, то жрецы завершив все похоронные ритуалы, относили его гроб в усыпальницу и опускали в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры ставили канону изображающую Имсета, у северной Хапи, у восточной - Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа. Выход в гробницу опечатывали печатью некрополя, заваливали камнями, засыпали щебенкой, чтобы грабителям не было лазейки.

А если египтянин был бедным, то его хоронили в простом деревянном гробу или завернутым в циновку. Место захоронения обычно располагалось неподалеку от гробницы богача, т.к. египтяне считали, что Ка - двойник бедняка сможет питаться жертвами приносимыми душе богача.

Жизнь в загробном мире зависела от того, как человека похоронят, поэтому обряду погребения приписывалось огромное значение, именно благодаря этому наши современники могут наблюдать в гробницах огромное количество вещей той далекой эпохи.

Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти, как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать.

2.2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские.

Поскольку египтяне очень заботились о сохранении тела, то было необходимо в погребальном процессе присутствие бальзамировщиков, мастеров, изготавливающих канопы и деревянные гробы и камнетесов, для строительства гробницы и изготовления саркофага.

Для нормальной жизни в загробном мире изготавливались статуэтки рабов и животных (ушабти). Но для того чтобы эта жизнь вообще была, необходимо было знать имена богов, предметов и животных обитающих в Дуате.

Для того чтобы душа не забыла их, на стенах гробниц и на стенках гроба и саркофага наносились изображения, имена и заклинания для успешного существования души.

В процессе сооружения гробниц создавались коллективы мастеров при храмах или дворце ( например поселок в Дер -Эль -Меди- не на западном берегу Фив эпохи Нового царства, там жило 60 мастеров с подмастерьями и учениками).

Чаще при храмах создавался коллектив людей, которые занимались изготовлением саркофагов, "ушабти", канопов и других предметов погребального культа, но не строили гробницы.

Египтянин нанимал подобный коллектив или покупал готовую гробницу, внося туда свои имена на стены, ставил свои статуи. Но поскольку в гробницы клали не малые ценности, то существовали шайки грабителей, опустошающих погребения и тревожащих Ка двойника и Саху - священную мумию.

Если имя умершего помнил хоть один человек, то пойманных грабителей бросали крокодилам, лишая их вечной жизни, т. к. без тела Ба не возродит человека. В случае если имя никто не помнит, то к грабителям закон был снисходителен, считалось, что хозяин гробницы уже приобщился к богам и раздает свои сокровища живым.

Следы погребальной индустрии можно было встретить по всему Древнему Египту, (она способствовала развитию строительных навыков, медицинским знаниям), так как для египтянина счастливая загробная жизнь это цель, а земная - подготовка к ней.

Выводы

Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства, но культ Осириса это только часть представлений египтян о загробном мире, другая часть - " Главы о восхождении к свету" или " Книга мертвых". Под самым главным подразумевается сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал умерший заявлял, что не совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял.

Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным, для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую часть должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта.

Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела.

Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ (душа не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой " душе" заботились, что отражалось в погребальном обряде.

Поскольку египтяне очень заботились о сохранении тела, то было необходимо в погребальном процессе присутствие бальзамировщиков, мастеров, изготавливающих канопы и деревянные гробы и камнетесов, для строительства гробницы и изготовления саркофага.

Для нормальной жизни в загробном мире изготавливались статуэтки рабов и животных (ушабти). Но для того чтобы эта жизнь вообще была, необходимо было знать имена богов, предметов и животных обитающих в Дуате.

Вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы. Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и имени умершего.

Список литературы

1 Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов.- 4-е изд. -

М.: Книжный дом «Университет», 1999.- 432 с.

2 Иллюстрированная история Религий в двух томах. Под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. Издание втоое. Издат. отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. 1992 г.

3 http://oldegypt.info/article

4 http://ancient.gerodot.ru/topics/data/egypt/articles/egypt_article_02.htm

5 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/korost/18.php