Смекни!
smekni.com

Миф как форма культуры 2 (стр. 3 из 3)

Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы еще не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили прежде всего магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические и одновременно сугубо практические цели (например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте).

Чрезвычайно важным стало преодоление мифа философией. Миф был первой формой мудрости, которая есть постижение смысла жизни и человеческого смысла мироздания. Потребность в мудрости осталась у человека и после разложения мифа как доминирующей формы культуры, но теперь выражением мудрости стала философия (отсюда ее название, буквально переводящееся как «любовь к мудрости»). Если в мифе вся мудрость выражалась внерациональным путем, в символических образах, то философия стремится рационально выразить и обосновать мудрость, сделать мудрость предметом рационального мышления.

Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе. И это понятно, ибо главное назначение мифа — придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными (архетипическими, если использовать термин К. Г. Юнга) формами придания и выражения смысла. Но, конечно же, современная культура вкладывает в эти формы свое, новое содержание. Однако и современный человек опирается на сконцентрированную в архетипических образах психическую энергию, используя ее для построения новых смыслов, новых символических систем. Во-вторых, в культуре еще очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий и пр.

Заключение

Теперь мы можем уточнить определение мифологического мира. Это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастностью и магическим влиянием; здесь не только человек зависит от богов, но и боги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического целого; человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов.

Литература

1. Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении // Свободная мысль. — 1992. № 12

2. Леви-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994

3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983

4. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.,1991

5. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. 2-е изд. — М., 1983

6. Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. — М., 1988

7. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. Т. 1. — М., 1985

8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990

9. Легенды и мифы Древней Греции. — М., 1992

10. Лосев А. Ф. История античной эстетики. — М., 1963—1988