Смекни!
smekni.com

Католицизм в современном мире (стр. 5 из 5)

Возникает еще одним вопрос: почему именно католики, а не протестанты (чье присутствие за последнее десятилетие в России возросло неизмеримо больше, чем католическое) стали «козлами отпущения» в этих играх в геополитику и в «национальные приоритеты» в религиозной сфере? Ведь именно протестантские общины преимущественно ориентируются на либеральные ценности евро-американского стандарта и на первый взгляд никак не вписываются в контекст «восточно-христианской парадигмы»? Как нам представляется, обвинения в «протестантском прозелитизме» практически не звучат в риторике официальных заявлений РПЦ и православной общественности по ряду причин. Во-первых, численность протестантов всех деноминаций в России на несколько порядков выше, чем католиков. Соответственно, конфликт с российским протестантизмом может стать опасным детонатором в общественной жизни современной России. Основываясь на чисто прагматических соображениях, РПЦ на это не решается. При этом протестантизму во всех его формах все-таки удалось создать своеобразную русскую протестантскую культуру, таким образом, вопрос «инкультурации» был им отчасти решен в прошлом и с успехом решается в настоящем. Католики только берутся за решение этой проблемы, переосмысливая свое историческое присутствие в России в новых условиях.

Формирование русской католической культуры только начинается, а на сегодняшний день оно происходит в весьма неблагоприятном общественно-политическом климате. Удастся ли католикам осуществить прорыв на этом участке фронта и стать подлинно российской религиозной общиной со своей признанной «гомогенной» культурной традицией — покажет время. В настоящий момент, под влиянием ощутимого отторжения католиков со стороны части российского общества как «чуждой религиозной» или даже «псевдорелигиозной» силы, а также по причине внутренней неопределенности собственного проекта «инкультурации», католичество в России вновь рискует оказаться «этнической религией» поляков, белорусов, немцев, «заморских гостей» и дипломатов.

В силу исторического опыта отношений Российского государства с Католической церковью и общественно-политической ситуации сегодняшнего дня в том кризисном положении, в котором в 2002-2003 гг. очутилась католическая церковь в России, ярко отразились все основные идейные, психологические и политические опасности, которые угрожают католической церкви во всех странах евразийского пространства. И эти опасности, по сути, могут быть кратко охарактеризованы, как факторы противодействия закрытых обществ основным правам человека и политическим свободам, которые несет с собой глобализация.

Заключение

Католицизм представляет собой самую многочисленную и наиболее распространенную разновидность христианства. По данным статистического еженедельника Ватикана международного центра Римскокатолической церкви, в настоящее время число последователей этой религии достигает 1 млрд. Католическое вероисповедание широко распространено среди населения Испании, Португалии, Италии, Франции, Австрии, Польши, Словакии, Венгрии, Бельгии, Литвы, США, стран Латинской Америки. На территории СНГ последователи католицизма проживают в основном в западных областях Украины и Беларуси. Имеются католические приходы и в России. Немало обращенных в католичество миссионерами в разных странах Африки, Азии, Океании.

Модернистские тенденции отнюдь не могут смягчать остроту идеологических разногласий между современными веяньями и религиозной идеологией. Однако при этом они должны учитывать, что внутри Церкви имеются силы, борющиеся за ее обновление. Курс на обновление Церкви благоприятствует установлению контактов между католиками и неверующими. В энциклике «Пацем ин террис» указывается на возможность разностороннего сотрудничества в области экономической, социальной, политической с людьми, «совершенно чуждыми христианской вере, но озаренными светом разума и естественной моралью».

Для католической церкви проблемой номер один является борьба за сохранение своего влияния в массах, среди трудящегося населения. „Великий скандал" нашего времени (так назвал папа Пий XI углубляющийся разрыв между трудящимися и церковью) католицизм стремится преодолеть любыми мерами.

Разумеется, разного рода нововведения не могут остановить закономерный ход исторического развития. История выносит свой приговор религии, которая постепенно сдает свои позиции под натиском научного знания и общественного прогресса.

Список источников и литературы

1. Гараджа В.И. Религиеведение. - М., 1995.

2. Васильев В., Алексеев Г. Современный католициз:вопросы и ответы.- М., 2000.

3. История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М., 2004.

4. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение - Ростов-на-Дону, 2003.

5. Лозинский С.Г. История папства. - М., 1986.

6. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004.

7. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность. - М., 1997.

8. Рассел Б. История западной философии. - М., 2000. - Кн.2. Католическая философия.

9. Религии народов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М., 2002.

10. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3т. /Гл. ред. С.С. Аверинцев. - М., 1995.

11.www.catholic-hierarchy.org — текущая информация о структуре католической церкви (кафедры, священники, история церкви, численность верующих по странам и епархиям).