Смекни!
smekni.com

Социология религий 2 (стр. 2 из 2)

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание подписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении».

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов. Мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и прочего), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний («воздаяний» действительных, реальных и обещаемых в посмертном существовании).

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, институты, группы. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в трех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Леготимирующе-разлеготимирующая (лат. Legitimus – законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и других), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование – максиму (лат. Maxima – высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Стремление человека к познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных человеком знаний. Но, осваивая основные принципы, положения, понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир, находит для себя в нем ориентиры, чтобы затем воспользоваться приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях.

Список использованной литературы:

«Социология» под редакцией профессора В.Н. Лавриненко Москва 2002г.

«Социология» Нейл Смелзер «Феликс» Москва 1994г.

«Основы религиоведения» под редакцией И.Н. Яблокова Москва 2002г.

«Религия. История и современность» под редакцией Ш.М. Мунчаева Москва 1998г.

«Введение в религиоведение» Н.К. Радугин «Центр» Москва 1996г.

«Религии мира» под редакцией Л.Н. Щапова «Просвещение» Москва 1994г.

«Религиоведение» И.Н. Яблоков Москва 1998г.