Смекни!
smekni.com

Эволюция героического идеала в представлениях древних греков по Гомеру и Геродоту (стр. 2 из 2)

Преемственность выражена и в эволюции специфичной нравственной категории – α?ρετ? (доблесть, добродетель), занимающей важное место в 60 греческой аксиологии.

Первоначально ещё в гомеровскую эпоху «аретэ» значило мужество, силу, ловкость, выносливость, практический разум и даже красоту и обходительность – всё, что необходимо было древнему греку для того, чтобы выделиться среди других, прославиться, быть увековеченным рапсодами (Hom. Il., XV, 641-642). Понятие это подразумевало прагматичное поведение, приносящее человеку пользу, успех, известность. С современным представлением о нравственности оно отнюдь не совпадало [2, с.486]. Речь шла скорее о способности лучше всего обеспечить свои личные интересы. Со временем эта категория выходит за рамки прежнего героического идеала. «Аретэ» мог обладать не только воин, но и общественный деятель, добросовестно выполняющий свои обязанности и приносящий пользу своим согражданам. Тем не менее, перенеся акцент с личной пользы на пользу общественную, грек, обладающий «аретэ», по-прежнему стремился к славе, очень часто достигаемой, как и ранее, на войне. Вполне объяснимо в этом случае упоминаемое в источниках стремление человека умереть непременно в бою (Herod. I, 30; IX, 72).

Кроме того, понятие сохранило и своё первоначальное определение как военной доблести (Herod. VIII, 123). Интересно, однако, что если для Гомера богатство является эквивалентом доблести (хотя и не всегда справедливым: Hom. Il., IX, 318-319), то для классической эпохи явным становится приоритет доблести и славы над деньгами и богатством (Herod. VIII, 26).

Список литературы

1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. – М.: Наука, 1998. – 523 с.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1998.-С.486.

3. Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Ладомир, 1999. – 752 с.

4. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. Н. Гнедича, В. Жуковского. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 894 с.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.

6. Гусейнов А. Античная этика. – М.: Гардарики, 2004. – 270 с.

7. Зайцев А.И. Культурный переворот в Греции в VII-V вв. до н.э. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. – 320 с.

8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990. – 350 с.