Смекни!
smekni.com

О паломническом путешествии о Сербии и Черногории (стр. 2 из 2)

Прошло еще 120 лет. Началась новая полоса грабительских войн. Турецкий султан Сулейман II, взяв Белград, увез отсюда в Константинополь несметные богатства. Среди них находились и честные мощи преподобной Параскевы. Слух о многочисленных чудесах, которые происходили около великой святыни (исцелялись не только христиане, но и мусульмане), с быстротой молнии разнесся по всему Константинополю. Турки, убоявшись, что эти чудеса нанесут немалый вред магометанству, передали святые мощи константинопольским христианам, а те с честью положили их в патриарший собор.

Кроткий и богобоязненный Василий-Лупул, воевода и господарь Молдавский, узнав о великой святыне, пожелал, чтобы она прибыла в его владения. Константинопольский Патриарх Парфений счел возможным удовлетворить смиренную просьбу Молдавского господаря. В 1641 году мощи святой Параскевы прибыли в Яссы, первопрестольный град Молдавии, где они находятся и по сию пору.

- Не хотели бы вы, - спросил я у отца Радомира Поповича - настоятеля храма в Калемегдане, - чтобы мощи святой Петки снова прибыли в Сербию?

- Одного нашего желания мало, - ответил священник, - надо, чтобы этого захотела и сама преподобная. По грехам нашим святая Петка покинула родную землю пять веков назад. С тех пор сербский народ мало в чем изменился. Если бы вера нашего народа окрепла и он вернулся бы в храм, то, думаю, и преподобная Параскева тоже вернулась бы в свое отечество.

Собор Святого Саввы

В один из первых дней пребывания в Белграде мы поехали знакомиться с местами, связанными с именем святителя Саввы. Сербы особо чтят его за величайший духовный вклад в становлении самостоятельного Сербского государства и Сербской Православной Церкви.

Сначала отец Виталий показал нам малый храм. Он очень красивый - как снаружи, так и внутри. У левой северной стены - гробница Сербского Патриарха Варнавы. На южной стене сверху - большая красочная роспись, изображающая известное каждому православному сербу историческое событие - сожжение турками мощей святителя Саввы. Это произошло в 1595 году.

Рядом с малым храмом находится большой. Как озеро отличается от океана, так и первый собор отличается от второго. Величественные размеры собора поражают воображение - высота храма, включая крест, восемьдесят два метра. Пока в соборе ничего нет - одно только гулкое пространство да узкие прямоугольные окна. Даже пол не вымощен, под ногами у нас что-то вроде темного мелкого шлака.

- В этом месте и были сожжены мощи святого Саввы, - говорит сопровождающий серб священник. Сначала этот клочок земли был просто помечен камнями. Но и без камней верующие сербы знали, где произошло святотатство, и приходили сюда, чтобы поклониться праху великого святого.

Уже после того как был построен малый храм, возникла идея возвести большой собор. Почему именно большой? На мой взгляд, дело здесь только в благочестии. Святитель Савва - небесный покровитель всей сербской земли. Любовь не выражается частичками, она изливается сразу вся, как мощный горный поток. Вот этот собор и есть такой могучий поток.

Разрешение на строительство собора, о чем многие десятилетия хлопотал Синод Сербской Православной Церкви, было получено только в 1985 году. Собор возводится исключительно на пожертвования сербского народа, государство не вложило в это дело ни гроша. С 1991 года строительство пошло очень быстрыми темпами, и мы думали, что скоро в соборе состоится первое богослужение. Но... все круто переменилось: началась война в Боснии, стройка замерла.

- Как будут дальше развиваться события? - священник задумался. - По молитвам святителя Саввы и других сербских святых Господь все устроит премудро: собор будет благополучно завершен. Здесь смогут молиться одновременно пятнадцать тысяч человек. На четырех колокольнях будут установлены пятьдесят два колокола, и когда они все разом зазвучат, это будет для всех... Это станет... А лучше всего приезжайте к нам тогда еще и сами услышите, что это будет такое...

Добавлю, что под храмом предполагается построить большой зал для Поместных Соборов и других важных церковных мероприятий. На улице, за алтарем, выделено место для захоронения Сербских Патриархов. Останки Патриарха Варнавы, согласно его последней воле, будут перенесены сюда же.

Собор Святого Саввы станет самым большим православным храмом в Европе.

Русское кладбище

23 сентября 1997 года мы посетили русское кладбище в Белграде.

Под сенью высоких раскидистых деревьев, вдали от шума и суеты большого города стоит Иверская часовня - небольшая, светлая, с легкими изящными колоннами и с двумя высокими наружными иконами - на южной и северной сторонах.

Напротив часовни, в каких-нибудь двадцати шагах, - памятник Императору Николаю II и двум миллионам русских воинов, сложившим свои головы во время Великой войны. Среди них - отряд военнопленных, которые отказались грузить снаряды, отправлявшиеся на русский фронт. Памятник представляет из себя артиллерийский снаряд, на вершине которого находится крылатый Ангел с мечом в руках, чуть ниже - герб Российской империи, а еще ниже, у подножия, - русский офицер в энергичной позе - он взмахнул обнаженной шашкой, защищая боевое знамя.

- Часовня и памятник, - сказал отец Виталий, - единое целое. Идея создания этого комплекса принадлежит русскому полковнику Скородумову, автором проекта является архитектор Верховский, а строил его военный инженер Сташевский. Комплекс открылся в 1935 году. Под крестами, которые вы видите вокруг, лежат русские люди. Это целый город - город вечности и покоя. Тут погребены, например, митрополит Антоний Храповицкий, священнослужители, писатели, художники - всех не перечислишь.

После панихиды к нам подошло несколько пожилых людей. Это были потомки русских эмигрантов, которые живут сейчас в Швейцарии и Америке. Они приехали в Белград, чтобы поклониться праху своих родителей и родственников.

Сухой высокий старик, узнав, что мы из России, сказал:

- Счастлив тот человек, который умирает на Родине.

Узы

Здесь, на Русском кладбище, особенно хорошо начинаешь понимать те сокровенные духовные узы, которые соединяют наши братские народы.

Начнем с того, что автором переложения епифаньевского жития преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского был серб Пахомий. Он написал еще жития святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белозерского. А в общем его перу принадлежит тридцать пять духовных произведений (церковных служб, канонов и житий).

В конце XII века в русском Пантелеймоновском монастыре на Афоне принял монашество с именем Саввы младший из сыновей основателя Сербского государства Стефана Немана царевич Растко. Он был первым Предстоятелем Сербской Православной Церкви, которая позже прославила его в лике святых.

Россия издавна покровительствовала братским славянским народам, в том числе и сербам. Она давала приют тем из них, которые искали спасения от бедствий и притеснений на родине. В царствование Елизаветы Петровны, например, в Россию переселилось несколько тысяч сербов, образовав в Южном крае военную колонию с именем "Новая Сербия"; при Екатерине II число переселенцев в этой колонии достигало уже ста пятидесяти тысяч человек.

Сербская Православная Церковь во все времена пользовалась духовной, дипломатической и материальной поддержкой России и Русской Православной Церкви. Сербские приходы получали из России иконы, богослужебные книги, церковную утварь; сербы учились в наших семинариях и духовных академиях, некоторые из них рукополагались у нас и возвращались на родину в священном сане.

В городе Призрен мы посетили духовную семинарию, ректор которой рассказал много интересного про русского консула Ивана Степановича Ястребова.

- Если бы не помощь Ивана Степановича, то наша школа вряд ли бы выстояла. Ястребов помогал нам всем - и советом, и деньгами, а самое главное, своими дипломатическими связями. Его имя знает каждый православный житель Призрена. Мы поставили ему памятник. Своему единственному сыну он дал имя Растко - в честь святителя Саввы. Наша школа не закрывалась даже во времена турецкого ига благодаря поистине героическим усилиям русского консула. Перед кончиной все свое имущество и большую личную библиотеку он завещал нашей школе.

В 1914 году Австрия предъявила сербскому правительству ультиматум, совершенно неприемлемый для независимого государства. В этот же день, 11 июля, Государь Император Николай II получил от сербского королевича-регента Александра телеграмму. В ней говорилось: "Мы не можем защищаться. Посему молим Ваше Величество оказать нам помощь возможно скорее... Мы твердо надеемся, что этот призыв найдет отклик в Его славянском и благородном сердце".

Через три дня русский Император отправил в Сербию ответ: "Пока есть малейшая надежда избежать кровопролития, все наши усилия должны быть направлены к этой цели. Если же, вопреки нашим искренним желаниям, мы в этом не успеем, Ваше Высочество может быть уверенным в том, что ни в коем случае Россия не останется равнодушной к участи Сербии".

В ответной телеграмме королевич Александр писал: "Тяжкие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности, которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности за помощь и защиту Вашего Величества будут свято храниться в сердцах всех сербов".

15 июля Австрия объявила Сербии войну. Она подвергла артиллерийскому обстрелу Белград, в результате которого погибло много мирных жителей. В ответ на это Россия объявила частичную мобилизацию, через несколько дней - всеобщую. Австрии пришлось большую часть своих войск перебросить на Восточный фронт, и таким образом Сербия была спасена. Сербский народ называет нашего Государя Императора Николая II своим спасителем.

Минуло всего несколько лет, и пришла очередь Сербии оказать помощь русским братьям. Спасаясь от революции, сотни тысяч русских людей покинули родину и стали беженцами. Сербия первая из европейских стран проявила к ним милосердие. Архиереи и рядовые священнослужители, великие князья и офицеры, казаки и графы, солдаты и юнкера - все нашли приют на сербской земле. Король Сербии Александр I лично покровительствовал русским беженцам.

В 1921 году в Сремских Карловцах состоялся церковный Собор, в котором приняли участие сто шестьдесят три человека. В обращении Собора к чадам Русской Церкви в рассеянии и изгнании сущим, в частности, говорилось: "И ныне пусть неусыпно пламенеет молитва наша - да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли, да даст защиту вере и Церкви и всей Земле Русской и да осенит Он сердце народное; да вернет на всероссийский престол помазанника, сильного любовью народа, законного православного Царя из дома Романовых".