Смекни!
smekni.com

Фитные названия в теоретических руководствах XVII века (стр. 2 из 2)

Таким образом, материалы фитников и рядовых рукописей XVII века позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Использование названий фит (вероятно, и других тайнозамкненных оборотов) предполагалось только при показе начертаний. Представление же распевов осуществлялось с помощью подтекстовки, на что были, как кажется, две основные причины: во-первых, заучивание (а, следовательно) и знание распевов происходило именно на основе конкретных фрагментов текста песнопений; во-вторых, каждая из фит могла иметь по несколько распевов даже в пределах одного гласа, не говоря уже о разных гласах (они могли быть для распева, характерного, например, отдельно для ирмосов и отдельно для славников). В этих условиях начертание и название фиты не сообщало самого главного – необходимого в каждом конкретном случае распева.

2. Наличие всех компонентов фитной информации – начертаний, названий, разводов, гласовой дифференциации – отличало только очень немногие списки. Большинство фитников вероятно обходилось без некоторых из них, в первую очередь без названий. Заучивание и последующее использование фитных распевов гораздо точнее и направленнее осуществлялось с помощью подтекстовки, указывавшей глас и тип распева точнее, чем названия.

3. Введение названий в некоторые списки "Ключа" Тихона Макарьевского, в том числе и Q I № 188, осуществлялось позднее, а не было заложено в руководстве изначально. Об этом свидетельствуют непоследовательность в применении названий, повторяемость их по отношению к разным начертаниям, возникающие внутренние противоречия. Таким образом, введение названий в один из списков "Ключа разумения" – это результат работы редактора, но не автора руководства.

Список литературы

1. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. – Л.: Музыка, 1972. – С. 156-158.

2. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева.- Л.: Музыка, 1984. - С. 24-25.

3. Рукопись Российской национальной библиотеки (далее – РНБ), собр. Кирилло-Белозерского монастыря № 665/922. Опубл.: Христофор. Ключ знкаменной. 1604. Публ., пер. М.В. Бражникова и Г.А. Никишова / Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. – М.: Музыка, 1983. – С. 121.

4. Рукопись РНБ, собрание Погодина № 1925. Опубл.: Гусейнова З.М. Фитник Федора Крестьянина. – СПб.: изд СПбГК, 2001. – С. 175-187.

5. Далее – РГБ.

6. Первый фитник – "Сказание известно и разсужение существенно фитам…" (л. 18 об.), второй фитник – "Строки розводныя и фитам розвод" (л. 72), третий фитник – "Фиты и строки изо ирмосов…" (л. 111 об.).

7. Отмечу, что этот список вошел в перечень источников для работы Бражникова М.В. "Лица и фиты знаменного распева" под № 2, и именно на нем основывался исследователь, приводя названия некоторых фит и лиц в своей работе. См.: Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. - С. 269.

8. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. - С. 18.

9. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. - С. 128-129.