Смекни!
smekni.com

Боги и богини Древнего Египта (стр. 3 из 4)

Тот – бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых – доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса. Культовый центр – г. Гермополь.

Шу – бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада – девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеады (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта[10].

2.2 Богини древних египтян.

Исида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса[11]. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Первоначальный центр почитания Исиды – г. Буто в северной части Дельты.

Маат – богиня истины и порядка, считалась женой бога Тота. Изображение Маат – женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе – изображение Маат использовали в качестве эталона на суде Осириса. Культовый центр – Фиванский некрополь.

Бастет – богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львица с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде большой сидящей кошки. Египтяне видели в ней разновидность богини Хатхор, а также сопоставляли ее с мемфисской львиной богиней Сехмет. Бог Анубис, считавшийся сыном Нефтиды, упоминается иногда как сын Бастет. Центром ее культа был город Бубастис (греческое название), расположенный в восточной части Дельты, на восточном берегу Дамиеттского рукава Нила, несколько севернее Гелиополя.

Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») – младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.

Нут – богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласно одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») – жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительница, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

Сешат (женский род от «сеш» – «писец») – богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ – женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь – Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.

Тефнут – в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием ре-лигозный праздник, происходящий в период разлива Нила. Культовый центр – г. Гелиополь.

Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») – богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Ее зооморфное изображение – корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов (см. Тефнут). Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой. Культовый центр – г. Дендера.

Но все эти боги – это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.

Заключение

За трехтысячелетнюю историю цивилизации Древнего Египта, различные боги выдвигались на первый план. Возвышение одних богов вовсе не означало уничтожения или умаления других, однако, абсолютная власть местного городского бога подтверждается множеством источников. Ярче всего об этом говорится в папирусе Инсингер, датируемом греко-римским временем: «От бога, который в городе, зависит жизнь и смерть его людей».

Местные боги становились центральной фигурой мифов, считались творцами мира, то есть наделялись чертами, свойственными всем или почти всем богам пантеона. Хотя они и претерпевали определенные изменения, сливались с главными культами божеств, меняли содержание и форму, но сам факт их существования на протяжении тысячелетий египетской цивилизации позволяет отнести их к одной из важных черт древнеегипетской религии. По существу, большинство богов древнего Египта были по происхождению локальными божествами того или иного нома. Некоторые из них в ходе исторического развития (борьбы номов, объединения страны, возвышения тех или иных центров) выдвигались на первый план и считались общеегипетскими, равно как и связанные с ними мифологические представления. Таковы, например, боги Ра, Тот, Птах, Амон[12].

Образы богов древнего Египта несут в себе зримые черты тотемизма. Черты древних тотемов в той или иной форме (голова культового животного, рога, звериные уши и т.д.) присутствуют практически у всех богов пантеона. В основе этого явления лежало мироощущение полного единства с природой, что прослеживается и в культе, и в ритуале, и в мифологии.

Боги по убеждению египтян были безусловными и абсолютными повелителями человека, они определяли его положение на земле. В своем поведении люди должны были руководствоваться желаниями и установлениями бога и жить так, чтобы боги были ими довольны. Боги Египта определяли жизненный путь человека.

Многообразие богов древнеегипетского пантеона порождает вопрос, как сумели сочетать египтяне представления о великом множестве богов с признанием практически в каждом из них бога-творца, создателя мира, властелина судеб людей. Это происходило через слияние двух и более богов в единый образ с наделением последнего, чертами и функциями слившихся богов. Таким образом, древние боги получали в новых образах иное воплощение, а процессы синкретизма способствовали возвышению тех или иных религиозных центров Египта.

Итак, мы можем сделать вывод, что Древний Египет оказал влияние на развитие культуры всего древнего мира, и в частности на становление греческой и римской цивилизаций. Ни одна из цивилизаций – ни древнеримская, ни древнегреческая, ни древнекитайская – не может соперничать по временной протяженности и давности с египетской. Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном виде три тысячи лет.

Список литературы

Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира. – М.: Добросвет, 2000. – 256 с.

История мировой культуры. Культурология // Под. ред. А. Н. Марковой. – М., 2000.

Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М.: 2003.

Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.

Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.

Материалы сайта http://www.helpeducation.ru/

Матье М. Э. Избранные труды пор мифологии и идеологии Древнего Египта. – М., 1996.

Рак И. В. Мифы Древнего Египта. – СПб., 1993.

Религия в истории и культуре // Под ред. М. Г. Писманника. – М., 2000.

Тураев Б. А. История Древнего Востока. – СПб., 2001.

Эра царствующих богов. / Под ред. В. Мартова. – М., 1998.