Смекни!
smekni.com

Две редакции стихиры Григория Цамблака на Успение Богородицы (стр. 2 из 2)

Самым устойчивым и последовательно применяющимся на протяжении полной версии стихиры приемом является анафора, выражающаяся в повторении начальных слов, строки, строфы или фразы. Примерами анафоры могут служить следующие фрагменты текста:

Глас 5

Како затворишася девственнии очи, от самех пелен ангелы зрети навыкоша?

Како питательница жизни смертию обьята бысть?

Како и не сохранися безсмертна, якоже нетленна по рожестве сохранена бысть?

Како небесная лествица, по ней же сниде Бог ко человеком, затворитися грядет?

Како гора превысокая и великая Божия, на мале одре лежит, в ней же вселися до конца Господь?

Како жезл присноцветущий

Глас 8

Радуйся двере жизни,

Радуйся горо присененная,

Радуйся мосте преводяй всех

В стихире встречается даже случай сложной анафоры, когда созвучными в строках оказываются три первых слова:

Глас 4

Да подымут Тя Дево Херувими,

Да прославять Тя Силы,

Да предтекут Ти Престоли

Устойчивым является прием аллитерации, выражающийся в повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. В стихире прием проявляется, например, в разделе 6-го гласа: "Почто отлете отъ нас, от своих раб", где аллитерация возникает при повторе слога "от", в первом звучании показанного как "то". В том же разделе есть и другой пример: "Иже неизреченно из Тебе возсиявшаго", где аллитерация возникает при повторе слога "иж" ("из").

В тексте используются прямые повторы текстовых оборотов на расстоянии. Так в разделах первого и пятого гласов приведена одна текстовая формула "На мале одре" (глас 1: "На мале одре мертволепно", глас 5 "На мале одре лежит").

Самым устойчивым приемом является повтор частей слов в различных комбинациях. Приведем только один из весьма многочисленных примеров, он взят из раздела восьмого гласа (начало стихиры):

Пресвятая Дво царица,

Преходит от земных к премирным,

Ко царю царьствующему,

К Сыну своему и Богу,

Сопричаститися царствию вечному

Паче же превечному и конца неимущему,

Не на колеснице рабски, якоже Илья,

Но матерьски царица царски…

В стихире встречаются и примеры рифмования, они наблюдаются во фрагменте восьмого гласа (начало стихиры):

И тогда лучшии Апостолом предпосылаеми

по облаком предпоставляеми

а также шестого гласа:

всю на тя имехом

и сладце терпехом

Владение высоким слогом, тяга к "плетению словес", умение организовать столь пространный текст свидетельствуют о том, насколько высок был уровень поэтического мастерства автора текста.

Музыкальная организация стихиры выступает, с одной стороны, в поддержку организации поэтического текста, с другой – формирует собственную систему выразительных средств. Например, в разделе второго гласа при проведении текста:

О преславнаго зрения

О непостижимаго таинства

О глубина богатства

все три начальных возгласа "О" отмечены тайнозамкненным начертанием, но если в первых двух случаях над "О" выписан повторяющийся лицевой оборот, то в третий раз возглас сопровождается уже фитой с отличающимся распевом. Таким образом, словесный повтор поддерживается распевом, но варьирует его: третье проведение отличается от первых двух.

В разделе седьмого гласа выделяется симметричный поэтический оборот "Пойди, Владычице, пойди", через несколько строк повторенный как "Пойди, Всецарице, пойди". В первом случае три слова оборота содержат две разные фиты – на первое "пойди" и на "Владычице", при этом первая фита имеет два распева. Во втором случае весь оборот выписан дважды: сначала первое "пойди" сопровождается фитой с разводом, а второе "пойди" - мелизматическим оборотом. "Всецарица" же озвучена силлабическим распевом. Следом выписан второй вариант той же строки с ремаркой "ин", где первое "пойди" содержит новый мелизматический распев, "Всецарица" опять озвучена силлабическим, но отличающимся распевом, а второе "пойди" сопровождается новой фитой с двумя распевами. Таким образом, мы делаем наблюдение, что симметрия в тексте не поддерживается распевом, он формирует собственную структуру.

Это наблюдение подтверждается и фрагментом заключительного раздела восьмого гласа, построенного уже не на шестикратном, как в пятом гласе, а на троекратном повторе слова "како". Он образует стилистическую арку по отношению к разделу пятого гласа:

Глас 8

Како род наш почетшую почерпем

Како воспоем многопетую Деву

Како возвеличит юже вси роди величают

В первой строке слово "како" озвучено простой знаковой последовательностью "запятая – голубчик борзый", во второй - последовательностью из более сложных знаков "стрела светлая – крюк". В третьей строке слово "како" сопровождается уже лицевым оборотом с разводом. Таким образом, музыкальными средствами создано интонационное нарастание, подводящее к кульминации на третьем "како".

Отмеченные нами приемы выразительности текста и музыки осмогласника митрополита Григория Цамблака – лишь малая часть того, что содержится в данном произведении. Они ставят целью наметить пути изучения этого сложнейшего песнопения, которое превосходит все созданное в истории знаменного распева.

Список литературы

1. Макарий (Булгаков М.П.), митр. О Григории Цамблаке, митрополите Киевском, как писателе // Известия Императорской академии наук по отделению Русского языка и словесности. Т. 6. Вып. 2. С. 106-145.

2. Яцимирский А.И. Из истории славянской проповеди в Молдавии. Григорий Цамблак. СПб., 1906.

3. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви: Сущность. Система, История. - Сергиев Посад, изд. МДА, 1998. Т. 1, 2. – С. 408-410.

4. Константинова Н. Към въпроса за музикалната дейност на Григорий Цамблак в Русия // Григорий Цамблак. Живот и творчество. Трети международен симпозиум Велико Търново, 12-15 ноември 1980 г. София, 1984. С. 388-396.

5. Карастоянов Б.П. Русское знаменное песнопение на текст Григория Цамблака // Русско-болгарские связи в области книжного дела. София, 1987.

6. Казакова Т. Хрысцiянскi свет у творчасцi Грыгора Цамблака // Працы кафедры гісторыі беларускае літаратуры Белдзяржуніверсітэта. Выпуск першы. Мінск. 2001.

7. Серегина Н.С. Стихира Григория Цамблака на Успение Богородицы и некоторые вопросы исследования мелизматической монодии // Музыка России: от средних веков до современности. Сборник статей. Вып. 2. Ред.-сост. М.Г. Арановский. М., Композитор, 2004.

8. Титова Е.А. "А нарицается сий стих Цамблак" // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Выпуск 2. По материалам научной конференции "Бражниковские чтения-2004". Сост. и научн. ред. Н.Б. Захарьина. СПб.: изд. СПбГПУ. 2005. С. 14-27.

9. Подробнее об этом см.: Титова Е.А. "А нарицается сий стих Цамблак". С. 14-16.

10. Титова Е.А. "А нарицается сий стих Цамблак". С. 16.

11. В рассматриваемом списке глас в начале песнопения не указан.

12. В цифрах учтены только виды начертаний, но не общее количество их употреблений.

13. Замкнутость тексто-музыкальной строки определяется наличием каданса, то есть оборота, традиционно завершающегося статьей. Отсутствие каданса приводит к возникновению мелодически разомкнутой строки.

14. Гомеотeлевты – рифмоидные созвучия в практике античной и византийской риторики.