Смекни!
smekni.com

Слово о Честном и Животворящем Кресте (стр. 4 из 4)

Список литературы

Примечания

1. Преподобный Феодор Студит дает такое толкование этих слов апостола Павла: "Усиление плоти ослабляет дух, а усиление духа ослабляет плоть. Будем же осмотрительны и в употреблении пищи, пития, сна и всего другого, станем держать строгую меру, чтобы иначе тело не взяло верха над душой, а, напротив, чтобы душа одерживала победу над телом".

2. То есть прежде и после Законодательства Моисея.

3. "Созерцание" иногда переводится менее сильными терминами: "богомыслие" или "медитация", является в своем первичном значении результатом высокой степени подвижничества. Находящимся в миру и житейской суете оно почти и недоступно. Преподобный Макарий Великий так передает это состояние: "Всякий должен знать, что есть очи, которые внутреннее этих очей, и есть слух, который внутреннее этого слуха. И как эти очи чувственно видят и распознают лицо друга или любимого, так очи души достойной и верной, просвещенной божественным светом, духовно видят и распознают истинного Друга, сладчайшего и многовожделенного Жениха-Господа, если душа озарена достопоклоняемым Духом. И таким образом душа, мысленно созерцая вожделенную и единую неизглаголанную красоту, уязвляется божественной любовью, настраивается ко всем духовным добродетелям и вследствие этого приобретает беспредельную и неистощимую любовь вожделенному для нее Господу". Относительно "созерцания" у преподобного Феодора Студита читаем: "Монах есть тот, кто взирает на единого Бога, Бога единого желает. Богу единому прилежит. Богу единому старается угодить, мир имеет к Богу и становится виновником мира между другими. Тогда душа пребывает в покое от пагубных страстей, что значит иметь мир к Богу через Господа нашего Иисуса Христа, в котором, установившись, душа радуется радостью великой и услаждается сладостью ненасытимою, любя входить в помышления о Боге и углубляться в созерцание Его неизреченных до забвения себя самой".

4. В русском переводе - иначе, см. Быт. 22, 14.

5. То есть страсти возвышались и были мощны, как кедры ливанские, но вот Бог уничтожил их и не осталось ни следа; в молитве, в смиренном сокрушении духа я исследовал мою душу и не нашел в ней ни следа прежних страстей.