Смекни!
smekni.com

Развитие права в Имамате (Низамы Шамиля) (стр. 1 из 3)

Введение

История в исследуемый период показала необходимость искоренения адатов и, на смену адатам вводили в обиход горцев новые нормы шариата. Шамиль дополнил и изменил некоторые положения шариата, сообразно потребностей страны и ставил вопрос о более глубоком толковании норм и основ шариата.

Низамы регламентировали всю административную, военную и обыденную жизнь горцев. Шамиль утверждал, что низам - это собрание различных правительственных мер, касающихся безопасности страны, благополучия народонаселения. В них Шамиль старался претворить на практике провозглашенный им лозунг равенства всех членов общества перед Аллахом и законом.

Издав низамы, Шамиль наказал населению неукоснительно следовать им: «Я должен привести этот низам в исполнение без всякого послабления и лени, - и нет по сему низаму пощады, заступничества и сострадания для тех, кои впадут в пучину этих наказаний»

Социально-политическая пестрота доимаматского периода в регионе, руководимая адатами, была разрушена силами официальных колониальных властей в свою пользу, что дало почву для появления противоречий и обострения социального неравенства.

"Реформы Шамиля социальной сферы коснулись всей категории населения. Правовые нововведения повлияли на правовое положение личности. Во-первых, имам значительно уравнял в правовом отношении привилегированные слои и крестьян-горцев. Во-вторых, в ходе освободительной борьбы Шамиль старался переложить все экономические тяготы на плечи более состоятельных членов горского общества. В-третьих, при издании своих низамов Шамиль в полной мере учитывал волю и чаяния народа. ...

Большое внимание Шамиль придавал законодательству, правопорядку и делал все возможное для укрепления государственно-правовой системы Имамата. С этой целью он ввел новые законодательные нормы и выступал не как догматик исламского права и издавал нормативные акты, исходя из шариата. Первые два имама Дагестана и Чечни (Гази-Магомед, Гамзат-бек) не раз пытались ослабить адат, чтобы заменить его шариатом, но эти попытки не увенчались успехом.

Закономерно, что, став имамом и возглавив государство (Имамат), Шамиль был вынужден решать проблему адатов и принимать жесткие меры для искоренения многих из них. Одним из главных орудий борьбы с адатами Шамиль избрал шариат. До Шамиля шариат действовал в Дагестане в очень узких рамках: он регулировал лишь исполнение сугубо религиозных обязанностей, брачно-семейные и наследственные отношения.

В качестве исламского правителя Шамиль выступал против тех обычаев, которые не только прямо нарушали предписания шариата, но и мешали осуществлению реформ, нацеленных на объединение горцев и противоборство колониальной политике царской России.

Низам включал в себя следующие статьи: о денежном штрафе, о драке, о наследстве, по брачным делам, по бракоразводным делам, по торговле и обмену домашним скотом, обеспечению взаимных обязательств, об административных учреждениях; общественной казне и содержании административных лиц, о разделе Добычи, о фальшивой монете, о военных учреждениях.

Таким образом, кодекс законов Шамиля в основном охватывал все вопросы административной, военной, экономической и социальной жизни страны.

Анализ низамов показывает, что они являлись системой права, совокупностью норм, регулирующих уголовные и общественные отношения. Реализация этих норм способствовала удовлетворению интересов массы горцев и осуществлению функций Имамата по организации борьбы с колонизаторами и феодалами, экономической, социальной, идеологической.

Вытеснение адата с расширением сферы применения мусульманского законодательства, неуклонно осуществлявшееся имамами, встретило упорное и стойкое противодействие со стороны различных слоев населения Имамата.

До объявления положения о наибах «Шамилем, - как утверждает Амир-хан Чиркеевский, - не было даваемо никаких письменных инструкций ни наибам, ни другим подчиненным лицам». Статья 1 «Положения о наибах» определяет, что «должно быть исполнено приказание имама все равно — будеть ли оно выражено словесно или письменно...». Для контроля за исполнением его предписаний населением Имамата и органами власти Шамиль учредил институт мухтасибов (прокуроров).

Низамы Шамиля регулировали и вопросы обеспечения безопасности, надежной обороны Имамата от внешней угрозы. Ст. 6 и 7 «Положения о наибах» касалась дела охраны страны и границ Имамата, а ст. 13 - сохранности государственных секретов. Ст. 9 - регулирует порядок организации походов. В ст. 10 - порядок проведения наступления и отступления при военных действиях. Ст. 12 - задачи каждого воинского формирования по охране порученных объектов. Ст. 11- запрещает мародерство среди мюридов.

Все государственно-правовые мероприятия Шамиля подняли горцев на качественно новый уровень общественного развития и оставили существенный след в истории региона, а низамы внесли значительный вклад в системе развития и становления института права на территории Имамата. Низамы явились прогрессивным шагом вперед в деле реализации основ законодательства.


Развитие права в Имамате (Низамы Шамиля)

Большое внимание Шамиль придавал законодательству, правопорядку и делал все возможное для укрепления государственно-правовой системы Имамата. С этой целью он ввел новые законодательные нормы и издавал нормативные акты, исходя из шариата. Первые два имама Дагестана и Чечни - Гази-Магомед и Гамзат-бек не раз пытались ослабить адат, чтобы заменить его шариатом, но так и не справились с этой задачей: влияние шариата отмечалось лишь в тех местностях, которые были территориально близки по к Имамату.

Закономерно, что, став имамом и возглавив государство (Имамат), Шамиль был вынужден решать проблему адатов и принимать жесткие меры для искоренения многих из них. Одним из главных орудий борьбы с адатами Шамиль избрал шариат. Адат действовал в районах традиционного распространения ислама в царской России. Например, до образования Имамата Шамиля адат господствовал в Дагестане как разветвленная система правовых норм, основу которой составляли местные обычаи, преимущественно неисламского происхождения. О силе этих адатов говорит тот факт, что даже утверждение здесь ислама не привело к полной замене их шариатом.

До Шамиля шариат действовал в Дагестане в очень узких рамках: он регулировал лишь исполнение сугубо религиозных обязанностей, а также, до некоторой степени, брачно-семейные и наследственные отношения, на которые глубокое влияние оказывали адаты. Известно, например, что вопросы, связанные с наследованием, с общего согласия истца, ответчика и (самого судьи нередко решались по адату, но могли быть пересмотрены на основе шариата. Что же касается ответственности за правонарушения, то она практически полностью определялась адатом. Отступления от шариата в этой области права часто объяснялись тем, что ислам предусматривает слишком строгие наказания за некоторые преступления (например, за кражу), которые по адату считались малозначительными.

В качестве исламского правителя Шамиль выступал против тех обычаев, которые не только прямо нарушали предписания шариата, но и мешали осуществлению реформ, нацеленных на объединение горцев и противоборство колониальной политике царской России.

Качества Шамиля как реформатора-законодателя, дальновидного политика и знатока традиционного уклада жизни и психологии горцев, ярко проявились в его законодательной деятельности[1].

Вытеснение адата, расширение сферы применения мусульманского законодательства, неуклонно осуществлявшееся имамами, встретили упорное и стойкое противодействие со стороны различных слоев населения Имамата. М. Хашаев, касаясь причин, вызвавших сопротивление политике замены местного обычного права шариатом, писал: «Не только феодалы, но и многие сельские общества имели свои особые адаты, которые в ряде случаев гораздо больше, чем шариат, отвечали их правосознанию. Если шариат применялся при рассмотрении гражданских дел, то при рассмотрении уголовных дел применялся адат; адату были чужды жестокие наказания, предусмотренные, как правило, шариатом, например, увечья. Адаты отстаивали не только светские феодалы и узденская верхушка, для которых они являлись источником доходов и основой их привилегий, но и уздени целого ряда обществ, поскольку в адатах сохранились демократические элементы»[2].

В целом мы полагаем, что противодействие рядовых горцев насаждению шариата ошибочно объяснять преимуществами местного обычного права. Такой подход оставляет без достаточного внимания и оценки факты сложной социально-политической обстановки в рассматриваемый период. Упорную и длительную борьбу вокруг вопроса о признании в качестве действующего источника права местных юридических обычаев или мусульманского законодательства следует рассматривать как следствие острейших социальных противоречий, существовавших с самого начала движения. Наиболее резко они проявились в той стадии, когда основная масса участвовавших в нем горцев осознала явное несоответствие достигнутых результатов конечным целям.

Замена адата шариатом происходила главным образом в сфере административного, уголовного и судебного права. Осуществляя реорганизацию общественных порядков горцев, руководители движения обосновывали их требованиями шариата, хотя многие нововведения в различных сферах горского быта не имели с ними связи. По расчетам идеологов мюридизма, религиозные лозунги и знамя шариата должны были облегчить осуществление преобразований в общественной жизни горцев. Религиозная оболочка не могла, однако, заслонить реального классового содержания и назначения административно-правовых реформ, укреплявших позиции духовенства и богатого узденства. Значительная часть рядовых горцев постепенно приходила к пониманию, что провозглашаемое в начале борьбы равенство всех мусульман оказалось фикцией, а распорядок внутренней жизни ставил население в бесконтрольную зависимость от местной администрации, не выбиравшейся, как прежде, а назначаемой руководителями имамата.