Смекни!
smekni.com

Раннефеодальное государство и право (стр. 3 из 3)

Дело возбуждалось не иначе, как по заявлению пострадавшей стороны. Она же формулировала обвинение и предоставляла доказательства. Такой, процесс получил обвинительного. Исключение составляли преступления, которые задевали общественные интересы. Так, изменника варвары вешали на дереве. Побег с поля боя карался утоплением в болоте. Такой процесс проводился по инициативе властей.

Предыдущего расследования не было. Судья ограничивался доказательствами, что их предоставляли стороны. При этом судья знал, что родственник никогда не станет свидетельствовать против родственника или представитель враждующего рода - в интересах противника. В этих условиях основным заданием судьи было добиться признания своей вины обвиняемым. Если же такого признания не было практиковался суд Божий. В этом случае использовались испытания водой, железом и огнем. В частности считалось, что вода - чистая субстанция и преступника принимать не будет. Связанного подозреваемого бросали в воду. Если шел ко дну - оправдывали, держался на поверхности -значить, виновен. Испытание горячим железом сводилось к тому, что судьи наблюдали, как заживает ожог: если легко, значит лицо невинно, и наоборот. Испытуемый огнем шел по огненному коридору между двумя кострами. Интересно, что уже в Салической правде подозреваемый мог «выкупить» свою руку от испытания котелком с кипящей водой за 3 или 6 солидов, в зависимости от тяжести выдвинутого обвинения.

Во многих случаях практиковался судовой поединок. Он был обязателен, если обвиненный в свою очередь обвинял истца в преднамеренной лжи. Считалось, что в таком поединке Бог выступает на стороне невинного и дает ему победу во всех случаях. Обязательство драться битися_уже нельзя было забрать назад, но можно было вместо себя выставить чемпиона, то есть профессионального бойца. Дворяне дрались на конях, крестьяне - кругами. Со временем, причем достаточно быстро, поединки между представителями разных имущественных классов стали невозможными.

Особенной формой ордалий была клятва в форме соприсяги, число тех, кто присягал вместе с обвиняемым, зависело от важности дела. В разных статьях Салической правды вспоминаются З, 6, 9 свидетелей или соприсяжных, а в особых случаях - даже 72. Клялись на оружии. Если кто-то из соприсяжных и, особенно, сам обвиненный, сбивались с клятвы, дело считалось проигранным. С распространением христианства клясться стали на Евангелии или святых мощах. Такой порядок решения проблемы имел в себе рациональное зерно. Известно, что у человека, который волнуется, вазомоторные функции нарушены, голос срывается, дрожат руки. Торжество момента принятия клятвы, присутствие культовых вещей могли породить у кого-то из лжесвидетелей психический срыв. Правда, часто вопрос соприсяжничества упирался в другую площадь. Тяжело было найти соприсяжных крестьянину, часто его соприсяжники боялись не только божьего суда, но и преследований противоположной стороны. Напротив, феодалу, окруженному вассалами и женой, сделать это было легче.

Салическая правда была оригинальной достопримечательностью права раннего феодализма, она не почувствовала на себе никакого влияния высокоразвитого римского права. Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие варварские правды Ригиуарская, Аллеманская, Баварская, Саксонская (нач. IX в.) и др. [2]

Литература

1. Глиняний В.П. Історія держави і права зарубіжних країн: Навчальний посібник. – К.: Істина, 2005. – 768 с.

2. Макарчук В.С. Історія держави і права зарубіжних країн: Навчальний посібник. – К.: Атіка, 2000. – 416 с.

3. Хома Н.М. Історія держави і права зарубіжних країн: Навчальний посібник. – К.: „Каравела”, Львів: „Новий світ 2000”, 2003. – 480 с.