Смекни!
smekni.com

Частотный диапазон акустического сигнала (стр. 1 из 2)

Министерство Образования Республики Казахстан

Алматинский Институт Энергетики и Связи

Кафедра РТ

Семестровая работа

по дисциплине: «Радиовещание и электроакустика»

на тему: «Частотный диапазон акустического сигнала»

Выполнил: __________________

__________________

Принял: __________________

Алматы 1999

Содержание

Частотный диапазон и спектры.............................................................................. 3

Восприятие акустических сигналов.......................................................................... 6

Список литературы.................................................................................................... 9

Частотный диапазон и спектры

Акустический сигнал от каждого из первичных источ­ников звука, используемых в системах вещания и свя­зи, как правило, имеет непрерывно изменяющиеся фор­му и состав спектра. Спектры могут быть высоко- и низкочастотными, дискретными и сплошными. У каж­дого источника звука, даже того же самого типа (на­пример, скрипка в оркестре), спектры имеют индиви­дуальные особенности, что придает звучанию характер­ную окраску. Эту окраску называют тембром. Сущест­вуют понятия тембра скрипки, тромбона, органа и т. п., а также тембра голоса: звонкий, когда подчеркнуты высокочастотные составляющие; глухой, когда они по­давлены. В первую очередь представляют интерес сред­ний спектр для источников звука каждого типа, а для оценки искажений сигнала—спектр, усредненный за длительный интервал времени (15 с для информационных сигналов и 1 мин для художественных). Усреднен­ный спектр может быть, как правило, сплошной и дос­таточно сглаженный по форме.

Сплошные спектры характеризуются зависимостью спектральной плотности от частоты (эту зависимость называют энергетическим спектром). Спектральной плотностью называется интенсивность звука в полосе частот шириной, равной единице частоты. Для акусти­ки эту полосу берут равной 1 Гц. Спектральная плот­ность

, где

—интенсивность, измеренная в узкой полосе частот
с помощью узкополосных фильтров.

Для удобства оценки введена логарифмическая мера плотности спектра аналогично уровню интенсив­ности. Эту меру называют уровнем спектральной плот­ности или спектральным уровнем. Спектральный уро­вень

,

где

Вт/м2—интенсивность, соответствующая нулевому уровню, как и для оценки уровня интенсив­ности.

Очень часто для характеристики спектра вместо спектральной плотности используют интенсивности и уровни интенсивности, измеренные в октавной, полуоктавной или третьоктавной полосе частот. Нетрудно ус­тановить связь между спектральным уровнем и уровнем в октавной (полуоктавной или третьоктавной) полосе.

Спектральный уровень

,

а уровень в октавной полосе

,

где

ширина соответствующей октавной полосы.

Вычитая второе из первого, находим

.

При известном спектре сигнала можно определить его суммар­ную интенсивность. Так, если спектр задан в уровнях интенсивности для третьоктавных полос, то достаточно перевести эти уровни (в каждой из полос) в интенсивности

и затем просуммировать все интенсивности. Сумма всех
дает суммар­ную интенсивность
для всего спектра.

Суммарный уровень

Если спектр задан в спектральных уровнях, то, исходя из их опре­деления, для всего спектра точный, суммарный уровень

,

где

и
— верхняя и нижняя границы частотного диапазона. Приближенно суммарный уровень можно найти делением частотного диапазона на n полосок шириною
, в пределах которых спектральный уровень
примерно постоянен. Суммарный уровень

Частотный диапазон акустического сигнала определя­ют из частотной зависимости спектральных уровней. Это определение можно сделать или по спаду спектра­льных уровней или приближенно, на слух. Субъектив­ными границами считают заметность ограничения диа­пазона для 75% слушателей.

Приведем частотные диа­пазоны для ряда первичных источников акустического сигнала, Гц:

Таблица 1

речь

70–7000

скрипка

250–15000

треугольник

1000–16000

бас-труба

50–6000

орган

20–15000

симфонический оркестр

30–15000

Если спектры имеют плавный спад в ту или иную сто­рону, то их еще оценивают тенденцией, т.е. средним наклоном спектральных уровней в сторону низких или высоких частот. Например, речевой спектр имеет тенденцию, рав­ную — 6 дБ/окт. (спад в сторону высоких частот).

К акустическим сиг­налам относят в ряде случаев и акустические шумы. На рис.1 приведены спектры трех типов шумов: белого, розово­го и речевого. Термин «белые» относится к шумам, имеющим одинаковую спектральную плотность во всем частотном диапазоне, «розовые» — к шумам с тенденцией спада плотности на 3 дБ/окт. в сторону вы­соких частот. Речевые шумы — шумы, создаваемые одно­временным разговором нескольких человек.

Восприятие акустических сигналов

Скорость распространения звуковых волн в атмосфере при нор­мальных температуре и давлении близка к значению cзв=340 м/с, принятому в вещании за расчетную. Однако в зависимости от изменения указанных параметров она может несколько изменять­ся. В средах с большой плотностью (жидких, твердых) скорость распространения соответственно повышается. В неограниченном пространстве звук распространяется в виде бегущей волны. Дли­на звуковой волны

связана с частотой колебаний F и их периодом Т соотношением

,

где Т измерено в секундах, a F — в герцах.

Диапазон частот акустических колебаний F, слышимых чело­веком, простирается примерно от 16 ... 25 Гц до 18 ... 20 кГц в зависимости от индивидуальных особенностей слушателя. С ниж­ней границей звукового диапазона граничит диапазон инфразвуковых частот, воздействие которых на человека считают вредным, так как они могут вызывать неприятные ощущения с серьезными последствиями. В природе инфразвуковые колебания могут воз­никать при волнениях в море, колебаниях земной среды и пр.

Выше звукового диапазона располагается диапазон ультра­звуковых механических колебаний. Ультразвук для человека не­слышим, но широко используется в радиоэлектронике для создания устройств, служащих для обработки радиотехнических сиг­налов, например фильтров, линий задержки, преобразователей формы сигналов (в миниатюрном исполнении с использованием принципа поверхностных акустических волн—ПАВ), для лечеб­ных целей в медицине, для совершенствования технологических процессов в промышленности. Механические колебания в упругих средах с диапазоном частот F=109 ... 1013 Гц—гиперзвуковые частоты — используют в технике физического эксперимента и др.

Тон и тембр

Пространственная локализация звуковых колеба­ний различной частоты на разных участках основной мембраны внутреннего уха предполагает независимость воз­буждения одной ее точки от другой и возможность одновременно­го возбуждения акустическими сигналами различных частот. Гар­моническое звуковое колебание некоторой частоты в восприятии характеризуется понятием тон. Разрешающая способность разли­чения слухом соседних частот относительно друг друга в преде­лах слышимого диапазона частот (от 16 ... 20 Гц до 20 кГц) неодинакова. В области низких частот, ниже 500 Гц, она едва пре­вышает 1%, в области высоких частот—около 0,5% и лишь на средних частотах составляет 0,2 ... 0,3%.

В музыкальной акустике принято делить частотный диапазон на октавы и доли октавы. Этими же понятиями пользуются и в радиовещании. Понятие октава соответствует изменению частоты F в два раза; весь диапазон звуковых частот охватывается 10 октавами. Музыкальная шкала октавы подразделяется на 12 по­лутонов, что соответствует приращению частоты

или тонам звуков двух смежных клавиш рояля. Выбирая частотные интервалы для измерения спектров сигналов, часто пользуются промежуточными значениями интервалов частот — третьоктавных
и полуоктавных
.