Смекни!
smekni.com

Расследование краж с проникновением (стр. 10 из 23)

Лица, имеющие доходы от противоправной деятельности, более виктимны от корыстных преступлений, чем законопослушные граждане. При этом, как верно подмечено, профессиональные воры охотно «экспроприируют экспроприаторов», обкрадывая разбогатевших дельцов теневой экономики, а теперь и законных предпринимателей.

По исследованиям Д. В. Ривмана и В. С. Устинова, в ряде случаев квартирные кражи совершаются лицами, знающими потерпевших (таких – 47,7 %). Из числа этих преступников были соседями– 27,2%, родственниками– 11,6%; сослуживцами – 3,9 %; приятелями, в том числе и случайными – 40,5 %; иными знакомыми– 16,8%. В число иных знакомых входят соседи и знакомые родственников, случайно встреченные земляки, сожители, бывшие квартиранты, лица, принятые на ночлег и т. д.

Значительная часть потерпевших заводит случайные знакомства, не опасаясь их отрицательных последствий. Установлено также, что большинство потерпевших от квартирных краж (72,2 %) характеризуются положительно. В то же время 18,2% потерпевших – это лица, злоупотребляющие спиртными напитками, 7,1 % – сами создали обстановку, способствующую совершению преступления, 5,9 % – постоянно поддерживали контакты с отрицательно характеризующимися лицами, большая часть из которых были ранее судимы. Как выяснено в ходе расследования краж, 0,9 % потерпевших располагали ценностями, добытыми преступным путем[89].

Криминологи считают, что одним из обстоятельств, обусловливающих рост числа квартирных краж, является то, что в настоящее время в квартирах значительной части граждан имеются материальные ценности, представляющие интерес для преступников. Привлекательность квартир граждан как объекта посягательства, несомненно, возросла. В настоящее время в квартирах граждан скапливаются большие материальные ценности: антиквариат, валюта, видео– и телеаппаратура, компьютеры и др. Уже это само по себе может привлекать внимание преступников. В отдельных квартирах имеются такие вещи, которые трудно встретить на прилавках наших магазинов при всем многообразии выбора, все больше изделий приобретается во время пребывания за границей. Именно дорогостоящие малогабаритные вещи, которые пользуются повышенным спросом, в первую очередь интересуют преступников.

Для ситуаций краж личного имущества, включая такие, где потерпевшие ведут себя с точки зрения здравого смысла положительно, нормально, виктимологические детерминанты проявляются в недостатке предусмотрительности, слабой ориентации в экстремальных ситуациях, доверии к близким людям, а также в беспомощном состоянии, связанном с болезнью, возрастом, определенными физическими недостатками потерпевших. Что касается практической возможности воспрепятствовать преступнику в момент совершения преступления, то ее чаще всего нет за отсутствием потерпевших на месте преступления.

В принципе негативное поведение потерпевших от краж личного имущества, создающее условия, способствующие совершению преступления, может быть сведено к следующим вариантам:

а) употребление спиртных напитков, приведение себя в беспомощное состояние и в результате неспособность противодействовать преступнику и даже осознавать опасность ситуации;

б) неразборчивость в связях, которая в конечном итоге создает преступнику возможность доступа к личному имуществу потерпевшего;

в) беспечное отношение к сохранности имущества: оставление его без присмотра; излишняя доверчивость, некритичность – например, оставление вещей на попечение незнакомых лиц; наем «домработниц» без рекомендаций и др.[90]

Одним из условий, способствующих совершению краж личного имущества граждан, является поведение потерпевших, неразборчивых в связях, устанавливающих контакты с лицами, мало или совершенно не знакомыми, что в конечном итоге облегчает доступ преступникам к личному имуществу.

Пользуется преступник и склонностью некоторых потерпевших к беспорядочным половым связям. В таких случаях кража совершается женщиной, оставленной на ночлег.

При анализе виктимологического аспекта квартирных краж следует обратить внимание на те ситуации, когда знакомство преступника с потерпевшим было кратковременным. Довольно часто лицо, впоследствии совершающее; квартирную кражу, выясняет необходимую информацию, представив себя в качестве ищущего ночлег и получив его. Распространены ситуации, когда преступник использует в своих корыстных целях пристрастие потерпевшего к спиртным напиткам. Значительную часть расходов на приобретение спиртного преступник берет на себя, предварительно договорившись с потерпевшим о распитии у него на квартире. В зависимости от ситуации преступники либо получают при этом необходимую подробную информацию о квартире будущей жертвы, либо совершают кражу непосредственно после распития спиртного, споив потерпевшего.

Неоправданная доверчивость потерпевших характерна для так называемых «домашних краж». Их, как правило, совершают лица, проживающие с потерпевшим в одной квартире на правах подселения, а также сожители, временные квартиросъемщики, домработницы, репетиторы, соседи, пользующиеся доверием потерпевшего, например, те, кому на время оставляются ключи. Наконец, распространены случаи собственной небрежности потерпевших, выражающейся в том, что они оставляют ключи от квартир в почтовых ящиках, под ковриком, в других условленных местах. Во всех этих ситуациях потерпевшие вносят весомый вклад в совершаемое против них преступление, и мероприятия по исключению таких ситуаций способны значительно уменьшить количество совершаемых квартирных краж.

Гражданка Т. проживала в коммунальной квартире. Вернувшись домой из похода, она застала в квартире незнакомую ей Ч. Больше в квартире никого не было. Решив, что Ч. – гостья кого-либо из соседей, Т. ничего не спросила у нее и поехала по своим делам. Ч. совершила кражу у жильцов квартиры, в том числе и у Т. Если бы потерпевшая проявила хоть малейшую осторожность, застав в квартире незнакомого человека, кражи бы не было, а преступница оказалась бы задержанной с поличным. .

Потерпевшие Б. и Л., каждая в отдельности, совершенно не зная Л-ву, разрешили ей проживать в качестве поднанимателя и оказались обворованными. Т. и Б. характеризуются положительно, однако в профилактическом отношении меры, активизирующие их осмотрительность и критичность, практически необходимы[91].

Довольно часты в практике ситуации, когда совершение краж личного имущества становится возможным потому, что вещи оставляются или совершенно без присмотра, или потерпевшие действуют неосмотрительно в несколько ином плане. Так, например, весьма типично поведение женщин, которые в комнате общежития в незапертых тумбочках оставили сберегательные книжки, которые и были похищены преступниками. Часто потерпевшие, проживающие на первых этажах, оставляют незакрытыми форточки, а то и окна, открывая «зеленую улицу» преступникам.

В конечном итоге криминологически значимы два момента:

а) действительно ли неосмотрительное поведение потерпевшего способствовало преступнику-вору;

б) мог ли потерпевший реально представить себе последствия своего поведения. Если эти моменты налицо, есть все основания требовать от того или иного лица разумного поведения[92].

Данный подход применим не только к отдельным гражданам и семьям, пострадавшим от кражи, совершенной с проникновением в жилище, но и к организациям, хранящим те или иные материальные ценности в местах, не обеспеченных надлежащими средствами охраны.

Проверка обстоятельств хищения из Государственного Исторического музея показала, что они во многом были обусловлены отсутствием должного систематического контроля за работой ответственного хранителя коллекции «Обмундирование русской и советской армии», недостатками в планировании работ хранителей, когда исполнение хранительских функций уступило место научной, выставочной, просветительской работам.

Хищение уникальных предметов нумизматики и оружия из фондов Государственного музея истории Санкт – Петербурга, совершенное ответственным хранителем этих коллекций, произошло также благодаря тому, что в течение многих лет в нарушение требований действующих нормативных документов по учету и хранению музейных ценностей не производились проверки состояния учета, наличия предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

Хищение 130 музейных предметов из фондохранилища Приморского государственного музея имени В.К. Арсеньева в июне 1999 года было совершено рабочим – электриком музея в сговоре с местным рецидивистом. Благодаря оперативным мерам, предпринятым РОВД совместно с музеем, местными коллекционерами и антикварными магазинами, в течение 10 дней в музей удалось возвратить 114 предметов[93].

Таким образом, виктимное поведение потерпевшего является одной из причин совершения краж, совершенных с проникновением в помещение. Поэтому задача следователя сводится к установлению взаимосвязи элементов в системе «преступник – потерпевший» и, с помощью поиска от данных о потерпевшем к информации о преступнике, – к раскрытию кражи в целом.


Глава 2. основные этапы расследования краж, совершенных с проникновением в помещение

2.1 Следственные действия на первоначальном этапе расследования

Направления деятельности при расследовании краж, совершенных с проникновением в помещение, связаны с обстоятельствами, подлежащими установлению и доказыванию. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по любому совершенному преступлению, определены ст. 73 УПК РФ. Однако для доказывания преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, в процессе расследования необходимо установить следующие обстоятельства: