Смекни!
smekni.com

Реализация гражданской правосубъектности воинской части в вещных правоотношениях (стр. 2 из 5)

Как отмечается в цивилистической литературе, развитым правопорядкам вообще неизвестны такие разновидности вещных прав, как "право хозяйственного ведения" и "право оперативного управления". Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно распоряжающиеся свои имуществом.11 Существование этих вещных прав в отечественном правопорядке связано с существованием планово-регулируемой, огосударствленной экономики. Государство, являясь собственником основной массы имущество, объективно не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами, но при этом См.12


11 (Продолжение ссылки 120) М.М. Агаркова. Издательство Академии наук СССР., М. -Л., 1945, с.95.

12 Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления. - Хозяйство и не желая утратить право собственности на эти объекты, "было вынуждено выпускать в имущественный оборот "самостоятельные" юридические лица - "предприятия" и "учреждения", закрепляя за ними свое имущество на ограниченном вещном праве".

Однако поскольку такие субъекты имущественных правоотношений все-таки появились, необходимо было обосновать их "юридическую личность", показать, что им предоставлена самостоятельность в имущественных отношениях, или хотя бы "известная мера" самостоятельности.

Поэтому возникло толкование термина "учреждение" как учреждения совершенного нового, "советского типа", отличного от того понятия, содержание которого связывается с этим словом в "буржуазном" праве. Утверждалось, что советские учреждения отличны от учреждений буржуазных как по социальной, так и по юридической природе. "Буржуазные" учреждения "коренным образом" отличаются от учреждений "советских" тем, что советские учреждения включены в политическую организацию, а не в гражданское общество, а буржуазные учреждения - наоборот. В отличие от учреждений "буржуазных", которые, по общему правилу, не являются юридическими лицами, а действуют в качестве органов казны, как единого юридического субъекта, "советские" учреждения являются субъектами права. Хотя государство в единстве своих доходов и расходов и выступает в имущественном обороте как целое, как казна, и хотя оно является единым субъектом права государственной собственности, а учреждения и предприятия суть лишь его органы, но тем не менее, поскольку "использование той доли общественного продукта, которая поступает не в производство и не в фонд личного потребления, а на организационные и социально-культурные расходы, также опосредовано денежной формой".


13 См сноску 121 право. 1995, №7, с. З.

14 Там же, с.З. ассигнованиями из государственного бюджета", то "эти учреждения, выступая в качестве самостоятельных распорядителей кредитов, действуют как носители имущественных прав и обязанностей"

Это самостоятельное распоряжение кредитами было положено в основу "признанной законом меры имущественной самостоятельности" социалистических учреждений, и поэтому они признавались юридическими лицами. 13

Уже в 60-е годы XX века высказывались сомнения относительно того, достаточно ли обособленным имуществом наделены государственные учреждения для самостоятельного участия в гражданском обороте. Так, А.В. Мицкевич писал, что только при наличии достаточной степени такой обособленности государственная организация может стать юридическим лицом. Если же обособление имущества имеет своей целью только непосредственное обеспечение материального процесса производства внутри предприятия или безвозмездное материальное обеспечение работы учреждения, то "оно может приводить лишь к учетно-регистрационному применению товарно-денежных категорий в работе государственной организации, а не к самостоятельному участию ее в товарном обращении".14 Такая степень обособления имущества не может привести к наделению государственной организации правами юридического лица. Предпосылкой же юридической личности может явиться только полный хозрасчет, который выражается в наделении собственными средствами, которыми организация сможет не только пользоваться, но и распоряжаться вовне 15.


15 Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве., с.123, 155-196.

16 Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве., с.1 10-138.

17 Мицкевич В.А. Указ, соч., с.141-142.

18 Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность., с.765-768, 799; Мицкевич А.В. Указ, соч., с.142., Халфина P. O. Государственное предприятие в новых условиях управления промышленностью. Вопросы экономики., 1959, № 5, с.69.

В современной цивилистической литературе высказываются мнения, что сохранение за "учреждениями" статуса юридического лица является временной мерой, и что с развитием отечественного правопорядка этот статус учреждениями будет утрачен. "Сохранение в нашем имущественном обороте "предприятий" и "учреждений" - несобственников" - отмечает Е. Суханов - "свидетельствует о его переходном характере, обусловленном, в свою очередь, переходным характером самой экономики, неизбежно, но временно и в модифицированном виде сохраняющей определенные элементы прежней хозяйственной системы. К числу таких элементов относятся и вещные права, предусмотренные главой 19 нового Гражданского кодекса"16. То есть российское гражданское право должно прийти к тому же, к чему уже давно пришло право "буржуазное" - к невозможности участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, к исключению "предприятий" и "учреждений" из числа субъектов гражданского права, как организаций, использующих только то имущество, которое не является их собственностью, и ни при каких условиях не способных стать субъектами права собственности.

Учреждение, в соответствии с прямым указанием п.1 ст.298 ГК РФ вовсе лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения, закрепленным за ним имуществом или имуществом, полученным по смете, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением. То есть учреждение даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества. А значит только с большой натяжкой можно говорить о самостоятельной ответственности учреждения, ведь даже те денежные средства, которыми оно должно отвечать по своим обязательствам, могут расходоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением (то есть, практически, в строгом соответствии с 127Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления., с.4; Гражданское право. Том 1. Учебник под ред. Е.А. Суханова., М., Издательство БЕК, 1998, указаниями собственника).

При таких условиях было бы правильнее говорить не о субсидиарной ответственности собственника по долгам учреждения, а о полной и исключительной его ответственности по этим долгам, ведь средства на удовлетворение требований кредиторов могут поступить учреждению только по прямому волеизъявлению собственника направить их именно на эти цели, а значит именно собственник, а не учреждение, несет полную (а не субсидиарную) ответственность по долгам его учреждения.

Следует отметить, что непризнание за государственными учреждениями статуса юридического лица было свойственно и российскому дореволюционному гражданскому праву. Так, Д.И. Мейер отмечал, что "все присутственные места и все должностные лица действуют именем государства, служат его органами, и потому нельзя признать их самостоятельными юридическими лицами, а личность их сводится к личности обширного союза - государства. Только такие учреждения, такие совокупности лиц и вообще такие понятия, одаренные правами, которые существуют независимо от государства, хотя и с его разрешения, могут считаться юридическими лицами. А присутственные места исходят от государства и исполняют те или другие его задачи"17. Он считал, что понятие юридического лица используется в "юридическом быту" чрезмерно широко, чего делать, а тем более делать искусственно, не следует. "Лучше довольствоваться такими юридическими лицами, которые необходимо должны быть признаны самостоятельными, без которых не могут быть объяснены юридические явления" 18.

Но, поскольку действующее законодательство в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации сохраняет положение, согласно которому юридическим лицом признается в том числе и такая организация, которая (имеет обособленное имущество в оперативном управлении (а не в собственности) и имеет самостоятельную смету, то на сегодняшний день представляет актуальность проблема выделение юридических лиц среди подобных организаций. Нас в данном случае интересуют именно воинские части.

19 см. сноску 127c.599.

20 Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1.М., "Статут", 1997, с.137.