Смекни!
smekni.com

Реорганизация юридических лиц (стр. 2 из 16)

С.В. Мартышкин понимает под реорганизацией особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику) [8].

В связи с изложенным можно предложить следующее определение реорганизации. Реорганизация - прекращение либо изменение организационно-правовой формы юридического лица с переходом в порядке правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Примечательно, что понятие и сущность реорганизации в российском законодательстве во многом схожи с понятием и сущностью реорганизации в законодательстве зарубежных стран.

В целях совершенствования законодательства о реорганизации юридических лиц Министерством экономического развития и торговли РФ был подготовлен проект федерального закона "О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций"[9]. Предпосылкой к его появлению послужило следующее. Российское корпоративное законодательство строилось по принципу "отдельная организационно-правовая форма - особый федеральный закон". Такой принцип, по мнению авторов законопроекта, пагубно отразился на регулировании реорганизационных процедур, а также процессах реструктуризации компаний: при существующем положении сфера действия специального закона определяется конкретной организационно-правовой формой, которой и посвящается закон. В таком случае вопросы, связанные с реорганизацией коммерческих организаций, в результате которой создается организация той или иной (по отношению к регулируемой данным законом) форме, не находят правовой базы. Законодательство, посвященное отдельным организационно-правовым формам юридических лиц, также не отвечает реальным запросам. В итоге в реформировании нуждается уже не только специальное законодательство, но и Гражданский кодекс Российской Федерации в части, касающейся реорганизации и ликвидации юридических лиц[10].

Пункт 1 ст.57 ГК РФ устанавливает, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" вопрос о реорганизации акционерного общества выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) общества. Принятие решения о реорганизации в соответствии с Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Федеральный закон "О производственных кооперативах" предусматривает, что реорганизация кооператива в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования также может быть осуществлена добровольно по решению общего собрания членов кооператива.

Поскольку для проведения реорганизации необходимо добровольное волеизъявление участников юридического лица, выраженное в соответствии с правилами принятия решений, то реорганизацию можно определить как трансформацию волеизъявления учредителей юридического лица, связанную с их участием в реорганизации.

В соответствии с п.2 ст.57 ГК РФ принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

По общему правилу реорганизация юридического лица проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного учредительными документами органа. Особый порядок принятия решения о реорганизации предусмотрен Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В соответствии с п.5 ст.20 названного Федерального закона решение о реорганизации унитарного предприятия принимает его собственник[11]. Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2004 года № 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия"[12] решение о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, принимается Правительством РФ. Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Подготовка принятия решения о реорганизации заключается в предоставлении для ознакомления участников соответствующей информации и материалов. При этом российское законодательство не устанавливает определенных требований к подготовке принятия решения о реорганизации. Так, например, п.1 ст.52 Федерального закона "Об акционерных обществах" регламентирован порядок сообщения о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации - не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения; п.3 этой же статьи закрепляется перечень информации (материалов), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Однако в названном перечне не упоминаются ни договор о слиянии (присоединении), ни передаточный акт, ни разделительный баланс[13].

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года № 19[14] при рассмотрении исков о признании недействительным решения общего собрания акционеров следует учитывать, что к нарушениям Федерального закона "Об акционерных обществах", которые могут служить основаниями для удовлетворения таких исков, относятся: несвоевременное извещение (не извещение) акционера о дате проведения общего собрания (пункт 1 статьи 52 Закона); не предоставление акционеру возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания (пункт 3 статьи 52 Закона); несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования (пункт 2 статьи 60 Закона) и другие.

Так, например, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил без изменения решение суда первой инстанции, признавшего недействительной регистрацию общества с ограниченной ответственностью, созданного путем выделения из акционерного общества, поскольку решение о реорганизации акционерного общества принято единолично лицом, не являющимся акционером этого общества[15].

Закрытое акционерное общество "Норд-Вест Ойл 2000" (далее - ЗАО "Норд-Вест Ойл 2000") обратилось в арбитражный суд с иском к Регистрационной палате Администрации Самары (далее - регистрационная палата) о признании недействительной государственной регистрации в качестве юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Норд-Вест Ойл" (далее - ООО "Норд-Вест Ойл").

В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены закрытое акционерное общество "Норд-Вест Ойл" (далее - ЗАО "Норд-Вест Ойл") и ООО "Норд-Вест Ойл".

Решением от 04.09.07 признана недействительной регистрация 000 "Норд-Вест Ойл" - свидетельство регистрационной палаты от 20.06.07 (запись в Едином городском реестре юридических лиц и в журнале регистрации N 197980). Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.07 решение от 04.09.02 оставлено без изменения. В кассационной жалобе ООО "Норд-Вест Ойл" попросил отменить решение и постановление, в иске отказать. Податель жалобы ссылался на то, что судом неправильно применены нормы материального права, применен закон, не подлежащий применению, и выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, истец не доказал, что решение о реорганизации ЗАО "Норд-Вест Ойл" принято лицом, не являвшимся его акционером.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не нашла оснований для их отмены.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра. Согласно статье 29 названного Закона право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя. Судом первой инстанции были исследованы доказательства перехода прав на акции ЗАО "Норд-Вест Ойл": анкеты зарегистрированных лиц на Старовойтова А.Н. от 31.05.02 и Старовойтова Н.А. от 11.06.07; выписка из регистрационного журнала эмитента, осуществлявшего ведение реестра акционеров в спорный период времени. В регистрационном журнале отражены записи с 27.05.07 по 08.07.07, свидетельствующие о переходе к названным лицам прав на все акции ЗАО "Норд-Вест Ойл". Представленной ЗАО "Единый регистратор" (последующим держателем реестра ЗАО "Норд-Вест Ойл") выпиской из реестра подтверждено, что все акции ЗАО "Норд-Вест Ойл" в количестве 90 штук распределены между пятью физическими лицами: Старовойтовым А.Н., Старовойтовым Н.А., Солодовниковым В.А., Солодовниковой Е.А. и Шихалевой Н.Н. Решение от 17.06.07 о реорганизации ЗАО "Норд-Вест Ойл" в форме выделения из него ООО "Норд-Вест Ойл" было принято Ивановым С.В. в качестве единственного акционера ЗАО "Норд-Вест Ойл". Однако вышеприведенные доказательства, оцененные судом первой инстанции, свидетельствуют о том, что на день принятия решения о реорганизации ЗАО "Норд-Вест Ойл" Иванов С.В. не являлся его акционером. В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что на 17.06.07 Иванов С.В. являлся акционером ЗАО "Норд-Вест Ойл".