Смекни!
smekni.com

Ретроспективный взгляд на Сталинскую Конституцию (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

Глава I. Создание Конституции СССР 1936 г.

1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона

1.2 Разработка и утверждение Конституции

Глава II. Основные положения Конституции СССР 1936 г.

2.1 Общественное устройство СССР

2.2 Государственное устройство СССР

2.3 Органы государственной власти

2.4 Права и обязанности граждан

2.5 Избирательная система

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Конституция (от лат. constitutio - установление, устройство) – Основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. Она является фундаментом всего законодательства страны, определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан, ключевые положения жизни общества.[1] Основной закон государства характеризуется долговечностью и стабильностью в отличие от большинства норм текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу по отношению к этим нормам, так как служит для них правовой базой. Все другие предписания властных органов государства, законы и указы высших должностных лиц обязаны соответствовать конституции. Противоречия, несоответствия и конфронтации с текстом Основного закона государства неправомерны и даже преступны. Это можно подтвердить тем, что конституция является отражением общественных интересов, а изменения ее текста не частое явление. Поправки допустимы лишь при неотложных обстоятельствах и производятся в сложном порядке с четким соблюдением особых процедур. В этом залог долговечности и жизнестойкости большинства конституций, в отличие от гибких конституций, которые могут быть изменены путем принятия обычного закона. Основной закон является важнейшим умиротворяющим фактором для общественных объединений, политических организаций и государственных органов. Он стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. В демократических странах к подобного рода документам относятся чрезвычайно бережно и почтительно, так как в них видят залог устойчивого развития государства. Основной закон – это та правовая модель, которую общество само для себя выбрало, вручив ей свою судьбу.[2]

Конституция обычно имеет гуманистическую, правовую и политическую функции. Если они не реализуются, то Основной закон носит более декларативный, даже фиктивный, нежели общественно значимый характер. Каждая новая конституция приносит серьезные перемены в жизнь государства и закрепляет наиболее выдающиеся достижения прошлого. Действительная конституция имеет высокую степень соответствия фактическими отношениям, которые сложились и господствуют в обществе. Она является правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, выражает фактический статус человека и гражданина. Фиктивная конституция не способна полноценно отразить реальное положение дел в стране. Она напоминает скорее не постоянную, а временную, создаваемую на переходный период.[3]

30-е годы XX века по насыщенности событиями представляют собой эпоху в миниатюре, которая по-разному трактуется и оценивается как учеными и исследователями, так и простыми гражданами страны и зарубежными политическими деятелями. Большое количество недостоверной информации и рознящееся, не совсем адекватное и объективное понимание темы советскими и российскими историками делают данный период сложным к изучению. Существует множество нерешенных вопросов и дискуссионных проблем, между которыми сложно найти идеальный баланс. Поэтому основные задачи данной работы:

1. Обзор исторического периода в рамках создания и введения в действие Конституции.

2. Решение вопроса о фиктивности либо действительности Основного закона СССР 1936 г.

3. Определение значимости Конституции для СССР и его граждан и ее роли в создании последующих правовых систем.

Глава I. Создание Конституции СССР 1936 г.

1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона

Необходимость создания нового Основного закона государства назревала постепенно. Множество менее значительных и более существенных предпосылок в совокупности привели страну к необходимости коренных реформ в области права. Многие положения Конституции СССР 1924 г. не могли удовлетворить ни власть, ни общество. Назрело множество внутриполитических проблем, не в лучшем состоянии находились международные отношения. Требовалось юридически закрепить огромное число перемен в различных областях жизни страны. Необходимо было снять революционную напряженность в обществе. Страна находилась в поиске путей дальнейшего развития.

В начале 1930-х гг. экономические проблемы, рожденные НЭПом, требовали радикальных преобразований. Дискуссионным был вопрос о социальной базе политического режима. Общество требовало социального замирения. Широкий, но инертный бюрократический аппарат не мог обеспечить стране быстрый экономический прогресс. Репрессивные меры оказывались малоэффективными. В кризисе находились промышленность и сельское хозяйство. Развитие индустрии шло в приказном порядке, продовольственное положение рабочих ставилось в зависимость от соблюдения ими плана и дисциплинарных норм. Курс на «сплошную коллективизацию» серьезно ударил по середняку. Перегибы привели к 1300 мятежам в 1929 г. и к 2500 - 3000 восстаний и бунтов в 1930 г. Трещины в «рабоче-крестьянском» союзе расширялись из-за упадка финансовой системы, рост дефицита бюджета, срыв плановых заданий первой пятилетки заставляли власть задуматься.[4] Существовала необходимость в поиске надежных внешнеполитических союзников и укреплении государственного авторитета на международной арене. Еще в начале – середине 1920-х годов начался постепенный отход от лозунгов мировой революции в сторону построения коммунизма в отдельно взятой стране.

Согласно официальной идеологии было необходимо создать общество всеобщего равенства. Требовалось ликвидировать эксплуататорские классы, лишив их средств производства. Активно осуществлялся лозунг «Не трудящийся да не ест». Политика ограничения сменилась курсом вытеснения буржуазных элементов во всех сферах хозяйства страны. В периодической печати начала 30-х годов декларировался союз рабочих, крестьян и выросшей из этих классов интеллигенции. Заявлялось об успешном развитии союзных республик и о ликвидации неравенства жителей СССР в хозяйственной и культурной сферах. Секретным решением 1931 г. были ограничены гонения на беспартийных специалистов.[5] Власть действительно шла на уступки обществу. 27 мая 1934 г. была объявлена частичная амнистия и возвращение прав бывшим кулакам. В середине 30-х гг. упраздняются социальные ограничения в области образования для представителей бывших господствующих классов. Новые законы восстанавливают право на наследство и право на имущество по завещанию.[6] Советский Союз стал первой в мире страной, где был построен фундамент социализма, что требовало закрепления в Основном законе. Для повышения престижа и авторитета государства во внутриполитической сфере требовалось дать обществу законодательство, которое может принести народу надежду на положительные перемены в их жизни, счастливое будущее для новых поколений. Первоначально эти намерения были совершенно искренними в умах многих политиков, которые находились у вершин власти. Перемены в законодательстве имели своей целью создание совершенного оружия демократии в советском варианте для демонстрации преимуществ социализма перед капиталистическим обществом.

Закономерным продолжением политики либерализации становится решение о внесении изменений в Конституцию 1924 г., а позднее и принятие нового советского Основного закона.

1.2 Разработка и утверждение Конституции

Инициатором изменения Конституции явился Центральный Комитет Коммунистической партии. Создание нового Основного закона было сложным и не одномоментным процессом. 1 февраля 1935 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было высказано предложение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР 1924 г. в направлении дальнейшей демократизации избирательной системы и процедуры выборов, приведения Конституции в соответствие с реалиями общественных отношений. VII Всесоюзный съезд Советов в Москве (28 января – 6 февраля 1935 г.) утвердил эти положения и обязал ЦИК СССР избрать Конституционную Комиссию с целью исправления текста Основного закона. На первом заседании Конституционной Комиссии 7 июля 1935 г. ее председатель И.В.Сталин говорил о необходимости изменений в построении высших органов государственной власти, их названии, об отделении законодательной власти от исполнительной. Фактически декларировался курс на создание по существу новой Конституции.[7]

Для реализации задуманного было создано 12 подкомиссий: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, по судебным делам, по центральным и местным органам власти, народного образования, по труду, обороны, внешних дел и редакционная. Их состав был утвержден в июле 1935 г. Как и было задумано, в октябре были продуманы первые предложения по реформированию Основного закона. Исходя из проекта высший орган государственной власти мыслился под разными названиями: Всесоюзный Совет Народных Депутатов, Совет Депутатов Союза ССР, Верховное Законодательное Собрание. На данном этапе не проводилось различий между высшими органами государственной власти и управления. Во многом повторялись положения Конституции 1924 г.

К 16 января 1936 г. был подготовлен проект раздела «Политические и гражданские права и обязанности работников социалистического общества». В нем закреплялись ранее установленные права, и выдвигался ряд новых: свобода личной и групповой инициативы, свобода научного творчества, право на отдых, на непосредственное управление государством и др.