Смекни!
smekni.com

Смертная казнь в пространстве и времени (стр. 4 из 6)

Общество XVIII в., ратуя вообще против экономического и общественного порабощения народа немногочисленным классом людей и против отживавших свой век исключительностей и привилегий в пользу немногих, обратило особенное внимание на то, что жестокие казни главным образом падают на голову народа, тогда как меньшинство умело гарантировать себе ненаказуемость, или избавление от смертной казни, как более тяжкого наказания. Отсюда родилось учение о равенстве наказаний для лиц всех сословий. Вследствие перемены взглядов общества на относительную важность многих преступлений против религии, нравственности, против собственности, а также вследствие решительного отрицания мучительных смертных казней , само собою явилось в XVIII в. учение о важности преступлений и необходимости соразмерения с нею тяжести наказаний. Писатели-реформисты и многие другие с особенною энергиею ударяли на этот пункт, и им принадлежит утверждение того положения, которое позднее перешло в жизнь, что если уже применять смертную казнь, то только за самые тяжкие преступления.

Но ни одно великое открытие в области морали и ни одно усовершенствование в жизни человеческих обществ не совершалось вдруг и без борьбы: на осуществление их тратится всегда много времени и трудов; каждое усовершенствование сначала имеет за себя самое незначительное число людей избранных, и только после упорной борьбы со старым порядком оно принимается большинством и затем делается достоянием всех. Такова история отмены преследования ведьм и еретиков, такова судьба уничтожения пыток, изуродований, телесных наказаний и т. д.

В XVIII в. общественное мнение решительно восставало против применения казни за некоторые преступления . XIX столетие, вследствие дальнейшего развития общественной и умственной жизни, стало по совершенно специальным причинам находить это наказание неуместным за некоторые другие роды и виды преступлений, в частности за политические.

Политические опасности изменили свою природу. Нет более борьбы между людьми, она идет между правительственными системами и смерть отдельных людей ничего не решает.

Прежние правительства, не подвергаясь серьезному риску, могли противопоставлять бунтам войска и казни, быть несколько лет в войне с тою или другою частью страны. Ныне потрясенные правительства скорее думают о реформах, чем о наказании. В этом случае смертная казнь раздражает противников, сообщает большую твердость их убеждениям. Итак, действие смертной казни в преступлениях политических ничтожно.

Еще важнее развитие в XIX в. сомнений насчет справедливости и необходимости смертной казни за некоторые виды убийства и даже вообще за убийство. По наследству от времен господства мести законодательства государственного периода наказывали смертною казнью все виды убийства, за исключением только совершенно случайных. Для мыслителя XIX столетии преступление вообще является уже не беспричинным злом, не делом одной личности преступника, а продуктом еще и других факторов, которые не зависят от воли преступника, как например: среды, в которой он возрос, стечения неблагоприятных обстоятельств и т. п. Отсюда-то берет свое начало учение о смягчающих вину обстоятельствах , которое так же повлияло на количество применяемых смертных казней.

Отмена смертной казни в европейских и американских государствах была не самостоятельным явлением, а результатом посторонних, стоящих вне области уголовного права причин и событий. Только коренное, вполне реальное изменение материального и умственно-нравственного строя обществ способствовало постепенной отмене смертной казни. Оттого, если отмена была плодом только прекрасных, теоретических соображений, она долго не держалась.

Ход отмены смертной казни совершался приливами и отливами. Европейское общество в известной своей части думало немедленно осуществить это благородное дело. Но прилив новых событий и напор иных деятелей уничтожили эти мечты, отбросив вопрос о смертной казни в противоположную сторону. Подобное явление, обнаружившееся в XVIII в., повторилось в XIX столетии. Но и тогда, и теперь жизнь, как она есть, подчиняла оба течения своим неизменным законам, сдерживая слишком смелые порывы вперед и не позволяя возвращаться далеко назад,

2. Смертная казнь в современном мире

Последние годы XX столетия внесли серьезные изменения в мировую практику применения смертной казни. Уже к началу XXI века впервые в современной истории число стран, отменивших смертную казнь, превысило число стран, применяющих эту меру наказания. К концу 2007 года из 198 государств смертная казнь применялась в 64, тогда как 134 государства юридически или de facto отказались от применения этой меры наказания.

Однако было бы неправильно оценивать эту тенденцию оптимистично.

В ряде стран сфера применения этой меры наказания расширилась, внекоторых странах к применению смертной казни возвращались спустя много лет после отказа от этой меры.

Анализ мировой практики применения смертной казни свидетельствует об определенных особенностях и различных тенденциях в практике применения этой меры, которые к началу XXI века сложились в разных регионах и государствах.

Страны Юго-Восточной Азии по отношению к смертной казни и интенсивности ее применения можно разделить на три группы. В первую из них входят Китай, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, которые при всех различиях политической и экономической ситуации, уголовной политики, законодательства и судебной практики отличаются наиболее широким и интенсивным применением этой меры наказания.

Вторую группу стран в этом регионе образуют Индия, Япония , Южная Корея и Филиппины, где смертная казнь в последние 15 лет традиционно применялась лишь в единичных случаях и главным образом носила символический характер. Причем, если в Южной Корее ее существование подошло к концу, то на Филиппинах эта мера наказания уже полностью отменена.

Неоднородная картина складывается на сегодня в странах Африки.

Смертная казнь почти в половине стран этого региона либо полностью отменена, либо фактически не применяется. Отдельную, во многом типичную ситуацию представляет группа стран Восточной Африки, в которую входят Нигерия, Сомали и Судан, и где практика применения смертной казни складывается на фоне длительной и кровопролитной гражданской войны.

Сомали и Судана объединяют преимущественно мусульманское население, следующее обычаям и установкам ислама, с непре-кращающимися межобщинными и религиозными конфликтами, с нищетой и неграмотностью, с крайне слабой или практически отсутствующей в условиях гражданской войны судебной системой .

При всех различиях, присущих большинству стран Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока, именно здесь сконцентрированы основные очаги активного сопротивления мировому движению за отмену смертной казни.

Рассмотрим отношение к данному вопросу в развитых странах.

В США применение смертной казни напрямую связано с расовым и социальным неравенством, с резким имущественным расслоением общества. Отсюда особая острота проблемы обеспечения равенства защиты обвиняемых при рассмотрении преступлений, наказуемых смертной казнью.

Выявленные в ходе многочисленных исследований законномерности подтверждают крайне ограниченные возможности и неэффективность смертной казни в борьбе с тяжкими преступлениями. Показательно, например, что число ежегодно выносимых смертных приговоров в 1980-х годах и до конца 1990-х годов оставалось стабильным, а число казней постоянно росло.

С 70-х и до конца 90-х годов около 80% населения США являлись активными сторонниками смертной казни. Однако к началу 2000-х годов почти половина американцев высказывается за установление моратория на казни. Этому во многом способствует свободный доступ к информация по проблеме, в т.ч. сообщения о фактах судебных ошибок, а также усилия аболиционистского движения.

Примечательно, что число сторонников смертной казни не выросло даже после потрясших страну событий 2001 года. Это означает, что при всей консервативности общественного мнения оно может меняться в зависимости от уровня информированности общества о негативных сторонах смертной казни. Другое дело, что мнения ее сторонников еще преобладают и, скорее всего, эта мера наказания еще долго будет оставаться составной частью американской уголовно-правовой системы.

В последние 7 - 8 лет все более широко применяется альтернативная меры наказания - пожизненное лишение свободы, чаще всего, без права на досрочное освобождение.

Япония

Смертная казнь в Японии издавна была одним из элементов национальной культуры, а от исторически сложившихся атрибутов общественной жизни в Японии отказываться не принято. Тем не менее еще с начала 90-х годов в стране развернулась довольно оживленная дискуссия вокруг проблемы смертной казни; у этой дискуссии были свои "приливы и отливы", которые сопровождались всплеском полярных эмоций - в зависимости от особенностей сложившейся в данный момент политической конъюнктуры или состояния криминальной ситуации в стране.

Преступность в Японии - весьма специфический криминологический феномен, формирование и развитие которого на протяжении последних 50 лет отличается от процессов развития преступности в других индустриально развитых странах. Своеобразие и выгодные отличия этих процессов в Японии связаны, прежде всего с многолетней стабильностью и относительно низким уровнем преступности, которые обусловлены гармоничным сочетанием традиционных национальных ценностей и ориентаций на новации западной цивилизации, а также сбалансированностью демократических форм развития страны и всего комплекса мер социального контроля за преступностью.