Смекни!
smekni.com

Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе (стр. 8 из 37)

Таким образом, ключевым компонентам социально-правовой защиты семьи как системного образования выступает муниципальная власть, имеющая общественногосударственный характер. МСУ является одним из значимых институтов социально-правовой защиты семьи, посредством которого осуществляется организация деятельности подведомственными институтами социально-правовой защиты на местах (социальные учреждения, детские дома и т.д.) в целях эффективного ее осуществления, а муниципальная политика выступает одним из способов осуществления социально-правовой защиты семьи. Вот почему рассмотрению вопроса о местном самоуправлении уделяется столь пристальное внимание. Будучи системным образованием, муниципальная политика социально-правовой защиты состоит из предметной области инфраструктуры^ (вещных) компонентов, а также из процессуальных, институциональных, человеческих, духовных и иных элементов. Взаимодействие названных элементов придает ей целостность и динамическую устойчивость. Как следует из вышеизложенного, с системносоциологической точки зрения она, как всякое целостное образование, представляет собой единство вещных, человеческих, институциональных, процессуальных и духовных компонентов.

Переходя к освещению основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи как разновидности социальной (семейной) политики следует упомянуть о том, что она как системное образование также "представляет собой иерархическую совокупность дополняющих друг друга компонентов, находящихся в отношениях взаимной субординации и координации", среди которых основную роль играют человеческие (социальные субъекты), институциональные, вещные (инфраструктурные), процессуальнонормативные и духовные компоненты". Приведенные выше научные положения имеют определенное методологическое значение, ибо задают теоретические ориентиры для выделения существенных компонентов содержания современной системы социально-правовой защиты семьи.

Первичными компонентами системы социально-правовой защиты семьи выступают институциональные составляющие, к которым относятся социальные службы, организации, учреждения государственного и негосударственного характера.

Вторым компонентом системы социально-правовой защиты семьи выступают социальные субъекты — люди, выполняющие функции организации и осуществления самой социально-правовой защиты семьи (государственные и муниципальные служащие, чиновники, социальные работники, волонтеры и др.).

Данное основание позволяет выявить третий, довольно объемный по своему характеру, компонент системы социально-правовой защиты семьи — ее процессуальнонормативные составляющие. К ним относятся: нормы (законы), цели (дерево целей социально-правовой защиты семьи), принципы, методы, технологии, ресурсы и инфраструктурные составляющие (детские дома, школы, социальные службы, и т.п.), правоприменительная составляющая социально-правовой защиты семьи, характеризующая исполнение законов на практике.

Все перечисленные элементы являются необходимыми составляющими полноценной системы социально-правовой защиты семьи. В полной мере они представлены в практике функционирования последней в большинстве развитых стран мира. Среди них показательны примеры организации и проведения социально-правовой защиты семьи в таким странах, как Швеция и Великобритания, которые представляют разные модели социально-правового государства: социалдемократическую и либеральную. В следующем параграфе речь пойдет об этих шведской и английской моделях социально-правовой защиты семьи, анализ которых, возможно, послужит примером для изменения или разработки современной социально-правовой защиты семьи в Российской Федерации.

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции и Великобритании

В первую очередь заслуживает освещения опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции. Премьерминистр Швеции Т.Эрландер утверждал, что: "Человек должен иметь возможность применять свои способности для иного, чем для борьбы за сносное существование. Единство устремлений, уважение к ближнему, чувство причастности к общему делу и влияние на жизнь общества также важны для человеческого существования, как и рост материального благополучия".

Шведская социальная модель признана во многих странах мира. Достижения Швеции в решении социальных проблем инвалидов и детей, пожилых и молодежи, семей и женщин изучаются в Европе и Азии, Америке и Африке, и не только студентами в университетах, но и специалистами в области социальной политики. И это не случайно. Благодаря многолетним усилиям шведов, направленным на улучшение условий жизни всех без исключения групп населения, Швеция с завидным постоянством демонстрирует всему миру возможности реального улучшения социального климата для всего общества, для людей всех возрастов, полов и профессий. В основе политики всех послевоенных правительств лежат принципы равенства, справедливости, преодоления нищеты и дискриминации. Шведская социальная политика страны базируется на солидном законодательстве. Хотя Швеция и является нашим северным соседом, для большинства россиян её социальная политика малоизвестна.

Бесспорно, что шведский социальный опыт нельзя скопировать для современной российской действительности. Это было бы неправильно и просто невозможно, особенно учитывая экономическое состояние нашей страны. Но использовать шведские методы социальной работы сгруппами населения, с отдельными лицами и в масштабах семьи, видимо, целесообразно. Поэтому, проанализировав специфику социально-правовой защиты семьи в Швеции, необходимо будет выявить наиболее подходящие способы и методы работы в этом направлении для современного российского общества.

Обзор изученной литературы позволяет констатировать, что с середины XIX века, в период индустриализации и урбанизации появляется интерес к проблемам, связанным с изменением общества и повышением благосостояния конкретного индивида. В связи с этим постепенно приходит осознание необходимости оказания профессиональных социальных услуг. Накапливаются практические меры помощи в виде психосоциальной работы, а также на уровне образования общественных и государственных институтов и организаций.

Прежде всего, нужно упомянуть об истоках зарождения социально-правовой деятельности. Основа работы по социальному благосостоянию как профессии была заложена в Швеции примерно в 1851 году. Тогда шведское общество дьяконов начало подготовку дьяконов женщин первый курс такого рода на Севере Европы. Подготовка дьяконов началась значительно позже, в 1898 году. В обучении использовались навыки социальной работы, применявшиеся в ранних христианских обществах. Армия спасения начала подготовку "Христианских сестер" вскоре после разворачивания своей деятельности в Швеции в 1883 году.

Эти два вида конфессионального обучения были дополнены двумя другими типами учебы и подготовки, которые основывались на требованиях и потребностях социальной деятельности в коммунах и губерниях. Коммуна (от лат. communisобщий) обозначает в ряде современных зарубежных государств — название низовой административнотерриториальной единицы.Первый вид обучения занимался подготовкой руководителей домов престарелых и детских домов. Подготовка началась в 1908 году. Второй вид обучения был начат в 1921 году при "социальнополитическом институте" (позднее социальный институт) в Стокгольме: Институт социальной политики, коммунального образования и исследований. Была учреждена должность профессора по национальной экономике и социальной политике, которую первым получил Йоста Багге. Оба вида обучения берут свои корни в социальной работе, которая с 1903 года проводилась Центральным союзом социальной работы.

Уже в 1903 году было создано Центральное общество социальной работы (ЦОСР), в число руководителей которого входил Герхард Хальфред фон Кох. Эта организация стала центром либеральных и гуманистических настроений, воплотившим идеи германского кафедрального социализма и британского фабианства. Обучение в этом первом неконфессиональном шведском учебном центре социальной работы было прежде всего ориентировано на подготовку по юрисдикции, администрации, социальной политике и экономике. Уже в XX веке до Швеции дошли американские традиции "socialcasework". Это направление подразумевает возможность работы с индивидами и семьями, нуждающимися в помощи, которое основывается на психоаналитическом образе мышления, разработанном, в частности, Хелен Перлман. Во многом это произошло благодаря усилиям преподавателей методики Марьи Альмквист и Малин Сюрен.

Работа в ЦОСР была организована при понимании, что социальные проблемы в шведском обществе не могут быть решены только за счет мер социальной помощи индивидуумам и семьям. Справедливо будет заметить, что первоначальное внимание в этот период преобразований в Швеции было обращено, прежде всего, на проблемы семьи и отдельной личности. Наряду с этим предпринимались меры на национальном уровне, представляющие собой деятельность по реформе законодательства и экономической системы. После окончания второй мировой войны консультант Марья Альмквист (о которой уже говорилось выше) увлеклась новыми формами индивидуальной социальной работы, получившими свое развитие в США в начале 20х годов прошлого века. Она представила в Швеции ориентированный на индивидуума и семью способ деятельности, получивший трудно переводимое название "socialcasework". Представители этого направления черпали свое вдохновение из психотерапии, находившейся под воздействием фрейдизма. На ее основе они разработали тщательно продуманные методы бесед с клиентом и консультации для него. На микроуровне в этом преследовалась цель получения обобщенного взгляда на индивидуума и семью. Исходя из полного анализа ситуации человека, столкнувшегося с проблемами, шел поиск единого решения всех вопросов взрослых членов семьи. С точки зрения их отношений, экономического характера, здоровья, злоупотребления алкоголя, потребности детей в надежном и позитивном окружении в период их развития.