Смекни!
smekni.com

Вещества с анальгетической активностью (стр. 2 из 3)

Морфин применяют при остром отеке легких.

Побочные эффекты морфина: миоз, эйфория, головокружение, головная боль, сухость во рту, сонливость, брадикардия, урежение дыхания, тошнота, рвота, констипация, спазм гладких мышц моче-выводящих и желчевыводящих путей, задержка мочеиспускания. В связи с повышением уровня СО2 возможно расширение сосудов головного мозга и повышение внутричерепного давления.

В месте подкожной инъекции морфина возможны зуд, крапив­ница (гистаминогенное действие). После введения морфина может развиться гиперемия лица, шеи, рук, верхней половины туловища. Сосудорасширяющий эффект морфина связан как с центральным действием, так и с высвобождением гистамина. При внутривенном введении морфин вызывает артериальную гипотензию. Возможна ортостатическая гипотензия.

При повторных применениях морфин может вызывать тяжелую лекарственную зависимость (морфинизм). Стремление к приемам мор­фина связано с вызываемой морфином эйфорией, а также с тем, что при отмене морфина развиваются выраженные явления абсти­ненции: сначала - слезотечение, насморк, потливость, «гусиная кожа», затем беспокойство, тахикардия, тремор, тошнота, рвота, диарея, сильные боли в животе, спине, конечностях и др.

Морфин проникает через плацентарный барьер, поэтому у жен­щин, которые систематически принимали морфин во время бере­менности, рождаются дети с лекарственной зависимостью к мор­фину.

При повторном применении морфина возможно относительно бы­строе развитие привыкания к морфину и веществам сходного дей­ствия (перекрестное привыкание). Ослабляются анальгетическое дей­ствие, эйфория (мало изменяется способность морфина вызывать миоз и констипацию) и для получения прежнего эффекта приходит­ся увеличивать дозу.

В связи с развитием привыкания к морфину эйфоризирующее действие препарата, несмотря на повышение дозы, почти полнос­тью исчезает, но прекратить введение морфина человек не может из-за выраженных симптомов абстиненции.

При систематическом применении морфина повышается устой­чивость (толерантность) к его токсическому действию. Поэтому морфинисты могут вводить себе морфин в дозах, превышающих смертельные дозы для обычного человека. После прекращения при­ема морфина (например, при лечении в стационаре) толерантность к морфину быстро проходит, и привычная для наркомана доза мор­фина может оказаться смертельной.

Морфин не рекомендуют применять для обезболивания родов из-за возможного угнетения дыхательного центра у плода. Морфин не назначают детям в возрасте до 2 лет, так как дети очень чувстви­тельны к этому препарату. Нельзя назначать морфин кормящим матерям, так как с молоком матери он попадает в организм ребен­ка и может вызвать тяжелое отравление.

Морфин противопоказан при артериальной гипотензии, брон­хиальной астме, повышении внутричерепного давления, гипертро­фии предстательной железы.

Острое отравление морфином характеризуется развитием кома­тозного состояния, поверхностным редким дыханием, резким суже­нием зрачков (при асфиксии зрачки расширяются), брадикардией, снижением артериального давления. У детей возможны судорожные реакции. Тяжелое отравление морфином может привести к леталь­ному исходу вследствие остановки дыхания.

Для устранения угнетающего влияния морфина на дыхание вво­дят внутривенно или внутримышечно антагонист опиоидных ре­цепторов налоксон. Длительность действия налоксона около 2 ч. У лиц с лекарственной зависимостью к опиоидным анальгетикам налоксон вызывает явления абстиненции.

Кроме того, проводят промывание желудка 0,05% раствором ка­лия перманганата (для окисления морфина) и теплой водой с взве­сью активированного угля (для адсорбции яда). После промывания желудка больному дают внутрь активированный уголь и солевое сла­бительное, препятствующие всасыванию морфина из кишечника.

В случае глубокого угнетения дыхания прибегают к искусствен­ной вентиляции легких.

Для ускоренного выведения морфина из организма применяют форсированный диурез или перитонеальный диализ.

К препаратам, содержащим морфин, относится омнопон (панто­пон) — смесь 5 алкалоидов опия (морфин, кодеин, папаверин, нар­цеин, тебаин). Содержание морфина в омнопоне составляет 48—50%.

Благодаря высокому содержанию морфина омнопон применяет­ся по тем же показаниям, что и морфин. В отличие от морфина омнопон не вызывает спазма гладких мышц, так как содержит алка­лоиды изохинолинового ряда — папаверин и нарцеин, обладающие миотропными спазмолитическими свойствами. При болях, связан­ных со спазмами гладких мышц, например, при почечной и пече­ночной коликах, омнопон имеет преимущество перед морфином.

По фармакологическим свойствам с морфином сходны героин (диацетилморфин) и кодеин (метилморфин).

Героин в организме быстро гидролизуется в активный 6-моно-ацетилморфин, который так же, как и героин, высоколипофилен, легко проникает в ЦНС и превращается в морфин. В результате при применении героина эйфория развивается быстрее и более выражена, чем при применении морфина. Поэтому героин может вызывать особенно тяжелую лекарственную зависимость. В боль­шинстве стран применение этого препарата запрещено.

Кодеин — метилморфин — в терапевтических дозах по анальгети-ческому действию примерно в 10 раз менее эффективен, чем мор­фин (увеличение дозы невозможно в связи с рвотным действием, констипацией, угнетением жизненно важных центров). В то же время кодеин более пригоден для назначения внутрь (биодоступность кодеина 50%). В качестве обезболивающего средства кодеин при­меняют обычно в сочетании с ненаркотическими анальгетиками, например, с парацетамолом (ацетаминофен).

Значительно чаще кодеин используют как противокашлевое сред­ство. Кодеин угнетает кашлевой центр в дозах, не влияю­щих на центр дыхания.

Кодеин может быть эффективен при острой неинфекционной диарее.

Возможна лекарственная зависимость к кодеину.

В качестве обезболивающего и противокашлевого средства при­меняют также дигидрокодеин.

По химической структуре от морфина существенно отличаются три-меперидин и фентанил — производные фенилпиперидина. Однако по фар­макологическим свойствам эти препараты сходны с морфином.

Тримеперидин (промедол) по сравнению с морфином менее эф­фективен; слабее действует на дыхательный центр и центры блуж­дающих нервов. Обладает слабыми спазмолитическими свойства­ми. Стимулирует сокращения миометрия.

Применяют тримеперидин при инфаркте миокарда, злокачествен­ных опухолях, травмах, а также при болях, связанных со спазмами гладких мышц внутренних органов. Препарат назначают внутрь, вво­дят под кожу, внутримышечно или внутривенно.

Побочное действие тримеперидина может проявляться тошно­той, головокружением, слабостью. Тримеперидин противопоказан при угнетении дыхания.

Фентанил (стимулирует в основном ц-рецепторы) в 100 раз ак­тивнее морфина, т.е. применяется в дозах, которые в 100 раз мень­ше, чем дозы морфина. Вместе с тем фентанил эффективнее мор­фина, т.е. устраняет боли при недостаточной эффективности морфина. Препарат вводят внутривенно или внутримышечно. Дли­тельность действия фентанила 20—30 мин. Фентанил сильнее, чем морфин, угнетает центр дыхания.

Применяют фентанил для премедикации перед хирургическими операциями, для обезболивания в послеоперационном периоде.

Для устранения хронических болей используют трансдермаль-ную терапевтическую систему (пластырь) с фентанилом. Пластырь наклеивают на здоровый участок кожи на 72 ч.

В сочетании с нейролептиком дроперидолом (комбинированный препарат - таламонал) фентанил применяют для нейролептаналь-гезии (метод обезболивания с сохраненным сознанием при хирур­гических операциях). Дроперидол: 1) потенцирует анальгетическое действие фентанила, 2) устраняет у пациентов чувство тревоги, стра­ха, беспокойство, способствуя развитию безразличия к окружаю­щему, в том числе и к хирургическому вмешательству (состояние нейролепсии).

Фентанил или таламонал могут быть применены для устранения боли при травмах. В связи с выраженным угнетающим влиянием фентанила на дыхательный центр возможна необходимость искус­ственной вентиляции легких.

По химическому строению и свойствам с фентанилом сходен суфентанил, который превосходит фентанил по активности.

Метадон действует слабее, но длительнее морфина; назначается внутрь. Толерантность и физическая зависимость к метадону раз­виваются медленнее; после отмены метадона абстиненция выраже­на в меньшей степени, но длительнее по сравнению с морфином.

Метадон применяют в порядке заместительной терапии при ле­чении лекарственной зависимости к опиоидам.

Бупренорфин — частичный агонист ц-рецепторов, т.е. стимули­рует эти рецепторы в меньшей степени, чем морфин. Уступает мор­фину по анальгетической эффективности, меньше угнетает дыха-ние, менее опасен в отношении лекарственной зависимости. Мо­жет вызывать синдром отмены (абстиненцию) у морфинистов.

Буторфанол, налбуфин, пентазоцин стимулируют к-рецепторы, но блокируют ц-рецепторы (по мнению ряда авторов, являются час­тичными агонистами ц-рецепторов). Поэтому их называют агонис-тами-антагонистами опиоидных рецепторов. В связи с блокадой ц-рецепторов эти препараты по сравнению с морфином менее опас­ны в отношении лекарственной зависимости, меньше угнетают ды­хание. Стимулируют о-рецепторы (сигма-рецепторы), и поэтому при их применении могут быть дисфория, галлюцинации, тахикардия, повышение артериального давления.

Антагонисты опиоидных анальгетиков — налоксон и налтрексон -блокируют в основном ц-рецепторы и в меньшей степени к-рецепто­ры и 8-рецепторы. Устраняют угнетение дыхания, эйфоризирующее действие и другие эффекты опиоидных анальгетиков. У лиц с лекар­ственной зависимостью к опиоидам эти препараты могут вызывать симптомы абстиненции.