Смекни!
smekni.com

Леса Западной Сибири и нефтегазовый комплекс (стр. 3 из 4)

В настоящее время территории ЛЭП повсюду на суходолах восстанавливаются исходными насаждениями. Особенно активно лесообразователь-ный процесс осуществляется на участках с разрушенной лесной подстилкой, перемешанной с верхним слоем почвы. Также успешно восстановление леса происходит в местах расположения опор, где при их установке полностью разрушен напочвенный покров. Однако, здесь начинает возникать проблема уничтожения поселившихся древесных растений, которые в скором времени будут мешать эксплуатации ЛЭП.

Что же касается того, что завалы могут служить очагом размножения насекомых-вредителей леса, то это бытующее утверждение, видимо, несостоятельно, пока нет результатов исследований, указывающих на разрушение лесов насекомыми-вредителями, распространяющимися из этих завалов. Но имеются наблюдения, что эти завалы стали убежищами для зайца, соболя и других мелких животных, т. е. местом, содействующим их размножению.

На протяженных участках между опор, в местах с максимально сохраненной лесной подстилкой и живым напочвенным покровом, лесовозобновление протекает пассивно. Здесь активно развивается напочвенный покров, состоящий в основном из влаголюбивых и светолюбивых растений, различных видов кустарников. Совместно с сохраненной лесной подстилкой они препятствуют поселению древесных растений, содействуя, тем самым, заболачиванию суходольных территорий или образованию пустырей.

На заболоченных же участках с небольшой торфяной залежью, там где торфяной слой разрушен и частично перемещен, наоборот, активно поселяются древесные растения и начинают образовываться лесные сообщества. Этот эффект способствует замещению болотных участков лесными.

Приведенные примеры реакции природной среды свидетельствуют о сложности протекающих в природе процессов пока неизвестных нам.

Физико-механические воздействия, полностью разрушающие биогеоценозы

Эти факторы, затрагивающие и абиотическую среду экосистем, возникают при отсыпке кустовых оснований, прокладке дорог и нефтегазопро-водов, эксплуатации карьеров при добыче строительных материалов и других видов работ, связанных со срезкой, рыхлением и перемещением грунта.

Дороги. Прокладка дорог различного назначения на территории нефтегазового комплекса привела на значительных пространствах к изменению режима поверхностного и грунтового стоков. Перехват стока вод привел к усиленному обводнению прилегающих к дорогам участков и вымочке лесов. Об этом свидетельствуют широко распространенные участки высохшего леса, приуроченные к искусственно обводненным территориям. Этот отрицательный эффект вызван только пренебрежением знаниями о тонких механизмах гидрологических процессов, неучтенных при проектировании и строительстве магистральных сооружений. Исправить просчеты, допущенные при строительстве дорог, можно, что во многих случаях и делается. В местах подтопления прокладывают дренажные трубы, пытаясь реанимировать некогда залесенные земли. Но к сожалению, это не способствует быстрому возвращению леса. Видимо, преобразование среды обитания леса в этих местах настолько сильное, что такими простыми и запоздалыми мероприятиями уничтоженные леса теперь не восстановить. Необходимы специальные научно обоснованные технологии по рекультивации этих земель, разработкой которых никто пока не занимается. Следует отметить, что местные природоохранные службы и не ставят задачу восстановления этих лесов перед теми, кто допустил их уничтожение. При этом, также никто не скажет сейчас сколько вымоченных лесов возникло на территории нефтегазового комплекса, продолжается ли процесс высыхания лесов и какие перестройки следует ожидать в структуре растительного покрова, прилегающего к дорогам. Теперь эти высохшие леса, затопленные водой, будут долго напоминать новым поколениям о безответственности и вседозволенности временщиков, вторгшихся с могучей техникой в нетронутые территории Западной Сибири.

Наряду с вымочкой лесов прокладка дорог вызвала интересный эффект, который должен быть оценен и использован в решении различных экологических проблем таежных территорий. При возведении полотна дороги в результате срезания грунта и его перемещения полностью преобразуется природная среда территории, прилегающей к насыпи дороги. Поверхностный слой отложений часто замещается новыми видами вскрытых рыхлых отложений, характеризуется полностью отсутствием почвы и мел-когривным рельефом. Как выяснилось, эти территории повсеместно активно заселяются древесными растениями вопреки отсутствию почвы. На них начинают развиваться лесные сообщества по фоновой схеме послепо-жарного развития. Сейчас прилегающая зона старых дорог, их откосы, сплошь покрыты молодыми насаждениями, по продуктивности и обилию видового состава не уступающими окружающим лесам. Этот лесообразо-вательный процесс особенно активно осуществляется на суглинистых и супесчаных почвах. Видимо успешность лесовозобновления связана с улучшением теплофизических свойств грунтов в результате разрушения лесной подстилки, улучшением дренажа и увеличением рыхлости геологического субстрата.

На песчаных крупнозернистых почвах, особенно в .районах северной тайги, лесовозобновление, наоборот, замедленно. Это связано, скорее всего, с водной и ветровой эрозией, не позволяющей закрепиться и прорасти семенам древесных растений.

Еще одно из отрицательных последствий строительства дорог - овраги, которые часто возникают на скло-новых формах рельефа. Уничтожение леса вблизи дороги и перемещение грунта на склонах вызывает активные процессы водной эрозии рыхлых отложений, что приводит к образованию оврагов. Конечно они должны быть закреплены или ликвидированы. Для этого есть наработанные технологии и решить эту проблему несложно. При строительстве новых дорог на склонах вблизи полотна нежелательно убирать лес и проводить землеройные работы на больших площадях. Полотно дороги следует насыпать только привезенным грунтом.

Местные природоохранные службы считают, что дороги, сооруженные гидронамывом, являются исключительно опасными для природной среды. Это утверждение слишком категорично, поскольку этот вопрос еще не исследован. Наоборот, проложенные на заболоченных территориях с соблюдением всех требований к строительству водопропускных сооружений, они вызовут положительные эффекты. Пологие протяженные откосы со временем покроются лесными насаждениями во много раз более продуктивными и богатыми по видовому составу, чем те, которые будут уничтожены полотном дороги. При этом, можно ускорить процесс заселения лесной растительностью. Для чего на краях насыпи, вдоль дороги, желательно создать гривный рельеф, перемешав намывной грунт с торфяной залежью. На этом субстрате поселение лесной растительности будет происходить активнее, чем на поверхности чистого песчаного субстрата. Никакого вреда для болотных экосистем и заболоченных лесов не будет, если часть их площадей будет отторжена под суходольные леса, которые непременно возникнут даже без вмешательства человека на дренированной насыпи полотна дороги. При этом, по краю широкой насыпи таких дорог могут быть проложены трубы для транспортировки нефти и газа, что позволит оперативней, чем на болотах, ликвидировать аварии на трубопроводах. От таких дорог больше выгоды, если прокладывать их путем прямого гидронамыва, примыкая к суходольным лесным участкам. Этот прием не только не вызовет обводненность территории, а в малолесных районах даже позволит увеличить ее лесистость. Оставляемые же на месте карьеров водоемы, более насыщенные кислородом, чем окружающие озера, становятся привлекательными для рыбы и она использует их для отстоя в зимнее время.

Кустовые основания. На территории нефтегазового комплекса скопились десятки тысяч кустовых оснований, которые являются опасными для природной среды. Сами по себе кустовые основания, как песчаные насыпи площадью 2-3 га, не представляют большой угрозы для существования окружающих экосистем. А ущерб от них заключается в том, что уничтоженный лес в пределах площади, отчуждения под кустовые основания, не участвуют в продуцировании биомассы. Опасны они для природы еще и тем, что в теле оснований имеются шламовые амбары, которые являются источником химического воздействия на окружающую среду. В связи с этим вызывает недоумение характер размещения кустовых оснований.

Известно, что миграция химических элементов в болотах осуществляется с поверхностными водами и никакими защитными сооружениями их в амбарах не удержать, тем не менее кустовые основания преимущественно размещают в болотах. Повсюду кустовые основания находятся в 100-200 м от суходольных лесов, где они могли бы быть сооружены без усложнения технологического процесса строительства скважин. Во всех случаях, какие бы не были грунты под лесами, миграция химических веществ из шламовых амбаров осуществлялась бы с грунтовыми водами через фильтры геологических отложений, которые выносили бы в гидросеть в сотни раз меньше токсичных веществ, чем они выносятся сейчас с поверхностными водами болот. Только экологическая безграмотность принятых решений понуждает нефтяников залезать в болота, отравляя гидросферу вокруг. Руководствуясь тезисами о якобы меньшей ценности болот по сравнению с лесами, пользуясь научно необоснованными руководящими документами, лесохозяйственные органы волей или неволей содействовали и содействуют химическому загрязнению территории, создавая проблемы там, где их могло бы не быть.

Трубопроводы. Отрицательные воздействия на природную среду, возникающие при строительстве и эксплуатации трубопроводных систем, по своему характеру, исключая, конечно, аварийные ситуации, аналогичны воздействиям при прокладке дорог. Хотя и в меньшей степени, но трубопроводы также нарушают гидрологический режим территории, что ведет к повышению обводнения и возникновению вслед за этим перестройки структуры растительного покрова. Помимо этого, прокладка трубопроводов вызывает и положительные эффекты. При строительстве трубопроводов на заболоченных участках в результате разрушения и перемещения торфяной залежи, образования валов из насыпного и перевернутого торфа, возникают благоприятные условия для появления древесных растений на болотах. Древесно-кустарниковые растения, поселившиеся на этих новообразованных формах рельефа, в дальнейшем хорошо развиваются по мере минерализации торфа. Лесообразовательный процесс подобного типа, вызванный разрушением торфяной залежи, сейчас широко распространен в районах нефтегазового комплекса. Этот процесс особенно активно осуществляется на болотах с мелкозалежными торфами, особенно вблизи стен леса. Используя этот природный опыт, создавая гривный рельеф, можно естественно залесить болотные системы, тем самым возвратить часть земель, которые когда-то были покрыты лесами.