Смекни!
smekni.com

Единство человека с природой (стр. 4 из 5)

П: Думаю, что он не космист. Или скорее не такой космист. Ведь нет же у Вас монополии на доброе отношение к природе. Вы ищете концы и начала в глубине мироздания, восхищаетесь его красотой и порядком, погружаетесь в необычный опыт, а Франциск двинулся напрямую к первоистокам космического бытия, из которых вышли все существа нашего мира и каждый человек. Каждое живое существо - индивидуально-неповторимый результат высшего творчества, в нем есть душа и есть глубокая внутренняя связь с Создателем. Не только рационалист, но и Вы этого не улавливаете - Космос у Вас какой-то очень уж глобальный и весь как бы и без связи с Творцом, сам по себе. Так же думает и рационалист, и Ваше преимущество перед ним только в том, что у Вас Космос намного богаче и прекраснее, чем у него. Все живые существа были для Франциска братьями и сестрами именно потому, что есть у всех Отец небесный. Франциск жил по Евангелию - оно и было его учителем жизни. Это путь, практика и служение, без особых теорий, без тусовок вокруг духовности. Франциск, если хотите, - христоцентрист, а не космоцентрист: ведь без Христа как Сына и Брата нет ни Отца, ни братьев и сестер. И он любил все, что полюбил Христос, а Христос так полюбил наш мир, что пришел сюда ради его спасения.

К: Ну неужели Космос нужно спасать? Это нас нужно спасать - и Вас, и меня, и всех. Космос велик, прекрасен и могуч. Этим и спасаемся. А Иисус - Учитель, каких поискать, уж мы-то это понимаем не хуже Вас, а может быть и лучше. Мы исправим, как нам нужно, Ваше учение об Иисусе. Не думаю, чтобы Он так высоко ценил личность. По-моему, Вы это от себя добавляете. Хотите спасти гуманизм, немного переиначив, а с ним давно пора расстаться. Его не было в Древней Мудрости. Личность - это что-то слишком уж субъективное, она сверх меры озабочена своей уникальностью, богатством внутреннего мира и творческой самореализацией, она как-то не у себя дома в Космосе, вот как этот рационалист, а мы ищем опору на более надежные реальности. Что-то в личности есть непредсказуемое, негарантируемое. И не записывайте нас в атеисты - дескать, наш Космос без Бога. Мы вовсе не забыли о Брахмане и об Атмане - это же объективная опора. Мы знаем и о божественности человека - и у йогов, и в Упанишадах, и в платонизме есть духовное восхождение, пробуждение божественного сознания, раскрытие самосознания Вселенной в индивидуальной душе. И ни в одной из этих традиций человека не отделяют так резко от Космоса, как это получается у Вас.

П: Вы не отличаете личности от индивидуальности. Благоговение перед личностью Вы не найдете в названных Вами традициях. Рационалист уловил, что если Вы принижаете достоинство человека, то не ждите от него высокой этики. И не нужно думать, что личность вся насквозь субъективна. Человек по природе - это микрокосм, сами знаете, а личность - это и микрокосм, и даже больше. Напомню платоников: голова человека, говорили они, выше небес. Плотин учил: не стоит философу заниматься астрологией, магией, теургией, это кармически привязывает к Космосу, а высшее призвание философа -- духовное восхождение к Единому. Но они еще не знали о личности, им открылось только "внутреннее Я", и нужно было, чтобы Единый прервал свое молчание и сказал свое слово о человеке как о личности, потому что Он Сам - Личность. Тут следует прислушаться к Моисею.

К: Стоит или не стоит заниматься астрологией или теургией - это у разных философов по-разному. Ямвлих, например, одобрял, да и не он один. Но в мировом сценарии немало разных ролей. Не всем суждено быть философами или вестниками высших истин. Пусть находятся герои, восходящие к Единому. Они без внимания свыше не останутся, поэтому о них можно и не беспокоиться. Но их немного. Моисей тоже умел восходить, но обычным людям этого не предлагал, поднимался на Синай один. Люди из космоса не уйдут. Им ни к чему заниматься диалогом с Высшим. Платоники нам ближе, чем Моисей. Они - элита, но думали и о прочих, хотя и не смогли довести дело до конца. Моисею мы отдаем должное несмотря на то, что он почему-то упустил прибавить к Декалогу заповедь "не вреди природе". Мы это исправляем. И мы вовсе не замыкаем человека на природу как она есть, Космос многопланов, это не только видимый мир природы. Велик риск говорить человеку, что он сверхкосмичен - скорее всего он оторвется от мира, от своего жизненного долга, слишком много свободы. Вместо ответственности получается примитивное своеволие. Вспомните Достоевского - слишком широк человек, я бы сузил. В Евангелии написано: оценивайте все по плодам. А плоды какие? - дуализм человека и природы и вообще низость человека. Большинство рода человеческого отвечает низостью на Ваш призыв к подвигу и святости. Обычный человек Вас поймет лучше и сам станет лучше, если Вы позовете его к тому, что доступнее, - к примирению с порядком бытия, с правдой этого порядка. А зачем было звать к большему? И экологические беды отсюда, и пр.

П: Значит, не надо идти на риск, не надо звать к героизму, да и вообще - нужны ли герои? Очень это похоже на слова великого инквизитора Иисусу: "Ты вознес их и тем научил гордиться", а в действительности "малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики". Если Вы дискредитируете личностное достоинство человека, Вы останетесь без вершин, на которые будут восходить те, кому Вы полуохотно разрешаете быть героями. Не будет вершин, не будет и поля напряжения между теми, кто на разных уровнях духовного восхождения. Тогда останется только деградировать беспредельно. Вы говорите, надо защищать жизнь, но разве жизнь - это не риск борьбы? Смысл экологического движения - защита жизни. Вы - где-то на распутьи и должны сделать выбор: либо сделайте из экологии идеологию для управления массами, и тогда достоинство человека отменяется и появляются новые рабы и новые господа, либо признайте достоинство человека, но тогда будьте в оппозиции ко всем господам и ко всякому рабству.

К: Восхищаясь героями, мы не ждем героизма от большинства. Но и о нем нужно подумать. Быть вечно в оппозиции - по-своему благородно, но не конструктивно. Космизм - это вера в то, что извечно в мире все правильно сбалансировано, это искусство балансирования, умение увидеть внутреннюю связь всего происходящего в мире, умение согласовывать разное, а не противопоставлять одно другому. Все, что есть, пусть и будет, но включено во Всеединство, в систему мира. В том числе и принцип власти в мире - он не людьми придуман, а изначален. Писал же Павел: "Всякая душа да будет покорна высшим властям" (Рим. 13:1). В Космосе тоже действует принцип власти, а мы - космополиты, граждане мира и признаем его властителей, а от них получим и свою долю власти. Сами говорите - где духовное восхождение, там и поле напряжения между теми, кто выше, и теми, кто ниже. Это - космическая иерархия, а значит и власть. Это у Вас ситуация выбора: иерархию признаете, а сами хотите остаться в оппозиции к принципу власти.

П: Уж за что мы благодарны Павлу, так это за его четкое слово: если человек личностно пробужден, то он уже не принадлежит космическим властям и силам. Павел уважал законность и правопорядок в Римской империи - в этом смысл цитированных Вами слов; власть заслуживает гражданского послушания, если она служит добру и общему благу, и на это есть санкция свыше. Но Павел отдал жизнь за свидетельство Высшей правды, за верность тому, что поклонение человек воздает только Богу, а не императору и не тварным силам мира. Если человек должен жить и действовать в Космосе согласно его законам - это правильно, но ведь вы хотите сверх этого, чтобы человек именно преклонился перед духовной иерархией Космоса. А что писал Павел? Человек лишь в духовном младенчестве был в подчинении у стихий мира, у Космоса, но Закон Моисеев сделал его взрослым и независимым от стихий, а через Христа даровано усыновление Богу, и какой смысл после всего этого опять возвращаться под прежнее иго? Читайте лучше Павла - Гал. 4:9. Свободным быть трудно, но все призваны стать свободными.

К: Это не рабство, а осознанная необходимость, зрелость и ответственность. Кто знает и чтит законы Космоса, тот и свободен. Мы - тоже не подростки. Мы доверяем своей фундаментальной интуиции, но мы ее разумно осмысливаем и готовы обсуждать дальше. Вас послушаешь, так получается, что между истиной Космоса и истиной сверхкосмической есть какой-то давний конфликт. Разве может одна истина противоречить другой? Откуда это? Мы - против дуализма космоса и человека, а это что - еще один дуализм? Мы - против всех дуализмов.

П: Мы защищаем объективную иерархию бытия: Бог - человек - мир. Она изначальна, но не здесь тот дуализм, который резко противопоставил человека миру. Дуализм гнездится в душе каждого из нас. Мы и Вы стремимся его преодолеть, но разными путями. Рационалист считает, что тут нет проблемы, дуализм для него нормален. Дуализм начался еще на заре истории, когда человек захотел автономно овладевать миром. Мы это называем грехопадением, Вы предпочитаете говорить о высокомерии человека, о его ненасытности, жажде обладания, нарушении высших законов, бездомности и пр. Первый человек Адам до грехопадения был внутренне цельным и жил в гармонии с Космосом, потому что был в мире и любви с Богом. Грехопадение - это событие и порожденное им духовное состояние человека в истории. Для Вас это великий разрыв с Космосом, а для нас - сначала с Богом, а затем и с Космосом, откуда и последовал разлад в душе человека. Слова "проклята земля за тебя" (Быт. 3:17) сказаны были Богом Адаму после его грехопадения и обозначают начало того самого дуализма, о котором Вы и говорили: природа и человек уже не в ладах друг с другом. "Проклята" - значит отдалена от Бога по вине человека.