Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ похищения человека и захвата заложника (стр. 2 из 5)

– похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «д»). Похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, также предполагает, что виновный знал об этом обстоятельстве достоверно. Повышенная опасность состоит в том, что опасности подвергается как сама женщина, так и будущий ребенок;

– похищение двух или более лиц (п. «е») предполагает похищение как минимум двух лиц, при этом как одновременно, так и в разное время, наличия единого умысла не требуется, важно, чтобы ни за одно из похищений лицо ранее не было осуждено;

– совершение преступления из корыстных побуждений (п. «ж») предполагает стремление лица при похищении извлечь какую-либо материальную выгоду для себя лично или для других лиц, например: получить выкуп за освобождение, оформить на свое имя квартиру, машину, вклад в сбербанке, лишить потерпевшего возможности участвовать в аукционе, коммерческой сделке, чтобы в результате получить материальную выгоду и т.д. В противном случае корыстный мотив отсутствует.

Например, было признано незаконным осуждение К. за похищение Ф. из корыстных побуждений, поскольку установлено, что хотя К., преследуя цель добиться возвращения полученного от банка кредита, действовал незаконно, в интересах юридического лица – банка, но банк имел полное право требовать возврата кредита. К. или физические лица банка каких-либо материальных выгод не имели (БВС РФ. 1999. №5. С. 19.).

Когда похищение сопряжено с одновременными незаконными требованиями передачи денег, имущества, других ценностей, то действия виновного квалифицируются по совокупности п. «з» ч. 2 ст. 126 и ст. 163 УК как похищение человека и вымогательство.

Похищение из корыстных побуждений внешне схоже с захватом заложника из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 206 УК). Однако эти составы преступлений различны по объекту, объективной стороне и субъективной стороне. Объектом преступления, предусмотренного ст. 206 УК, является общественная безопасность. Захват заложника не связан с похищением человека, в качестве его обязательного признака является выдвижение какого-либо условия государству, организации или гражданину как основания освобождения заложника. При захвате виновный, как правило, заинтересован в широкой огласке своих требований, а при похищении – нет, требование о выкупе предъявляется узкому кругу лиц, как правило, родственникам, в тайне держится место содержания похищенного.

В литературе высказано мнение о том, что по составам преступлений (ст. ст. 126, 127, 206 УК) отсутствуют весомые теоретические критерии отграничения одного преступления от другого, поэтому предложено объединить их в один состав[3].

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 126 УК) – деяние, предусмотренное ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

– похищение лица организованной группой предполагает совершение преступления устойчивой, состоящей из двух и более лиц группой, участники которой заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений;

– действия виновного, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Дополнительной квалификации эти действия по ст. 109 УК РФ не требуют. Под причинением смерти по неосторожности понимаются случаи, когда виновный избрал такой способ похищения, при котором по его легкомыслию или небрежности наступила смерть потерпевшего, например: поместил в подвал, где была плохая вентиляция и потерпевший задохнулся, при сопровождении потерпевшего толкнул его, в результате чего тот упал, ударился головой о бордюр тротуара и умер, и т.д.

Если смерть человека наступила при умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных по ч. 3 ст. 126 и ч. 4 ст. 111 УК, поскольку такие последствия не охватываются составом похищения человека. Аналогично убийство похищенного человека также квалифицируется по совокупности ч. 3 ст. 126 и п. «в» ч. 2 ст. 105 УК. Иными тяжкими последствиями признаются, например, причинение тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба, самоубийство потерпевшего. Эти последствия должны находиться в причинно-следственной связи с похищением человека и к ним должно проявиться психическое отношение виновного в форме неосторожности;

– наступление в результате похищения иных тяжких последствий, которые подразумевают психическое расстройство или иное заболевание, самоубийство и т.д.

В ст. 126 УК имеется примечание, согласно которому лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Под добровольным понимается такое освобождение, при котором виновное лицо осознает, что имеет все возможности удерживать похищенное лицо, однако освобождает его, передает родственникам, органам власти.

Так, было признано необоснованным освобождение на основании примечания к ст. 126 УК от уголовной ответственности Д., К., С. и С. за похищение дочери потерпевшего К. с целью выкупа, поскольку они согласились освободить ее за 140 тыс. долл., но при передаче денег Д. был задержан. По делу Р. суд признал, что лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности за похищение человека, если освобождение похищенного состоялось после выполнения требований похитителя.

Эти действия не считаются добровольным отказом от совершения преступления (ст. 31 УК), поскольку преступление уже окончено. В данном случае имеет место специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Примечание к ст. 126 УК дает похитителю возможность одуматься и освободить похищенного человека. Кроме того, оно может способствовать удержанию соучастников от дальнейших насильственных действий в отношении похищенного.

Добровольное освобождение означает, что похититель, сознающий возможность дальнейшего удержания потерпевшего, отказывается от этого и отпускает похищенного либо передает его родственникам или представителям власти. Эти действия нельзя считать добровольным отказом от совершения преступления в смысле ст. 31 УК, поскольку преступление уже окончено. В данном случае речь идет о специальном основании освобождения от уголовной ответственности. Для применения примечания к анализируемой статье не имеют значения мотивы освобождения потерпевшего: раскаяние, сострадание, страх перед наказанием и т.д. Не имеет значения также, происходит ли освобождение по собственной инициативе виновного, либо по просьбе потерпевшего или его родственников, либо по требованию органов власти, либо по инициативе иных лиц, выступающих в роли посредников.

Оговорку «если в его действиях не содержится иного состава преступления» следует понимать в том смысле, что при добровольном освобождении потерпевшего виновный не несет ответственности именно за похищение человека, но не за другие преступления, совершенные в связи с этим: причинение вреда здоровью, побои, истязания, угон автомобиля, незаконное завладение оружием и др. Ни в коем случае нельзя толковать названную оговорку так, что при наличии признаков иного преступления освобождение от уголовной ответственности по анализируемой статье не наступает. Подобная трактовка перечеркивает главный смысл данного примечания – спасение похищенного путем компромисса.

Например, по делу Ф. и Ш., которые похитили Т., удерживали 2 часа в подвале и избивали, причинили вред здоровью средней тяжести, затем отпустили, а также Ч., оказавшего пособничество в похищении, указано, что Ф. и Ш. добровольно освободили потерпевшего, поэтому они должны нести ответственность лишь за причинение вреда его здоровью, а в отношении Ч. дело подлежит прекращению в полном объеме, так как он не участвовал в избиении.[4]

На основании изложенного можно сделать вывод, что похищение человека это общественное противоправное деяние, которое предполагает захват человека и его перемещение в другое место помимо воли потерпевшего. Данный состав преступления имеет формальный состав, так как не требуется наступления общественно опасных последствий. Рассматриваемый состав преступления, помимо основного объекта – личной свободы, имеет дополнительный и факультативные объекты: телесная и психическая неприкосновенность личности, здоровье, а также жизнь человека.

2. Анализ состава захвата заложника

Захват заложника рассматривается уголовным законодательством как одно из особо тяжких преступлений (когда оно совершено при отягчающих обстоятельствах). Оно посягает на общественную безопасность, жизнь, здоровье, а также личную свободу и неприкосновенность человека, гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 22).

Захват заложников во всем мире рассматривается как одно из наиболее опасных преступлений, грубейшее нарушение прав человека. Не случайно в 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о захвате заложников.

Некоторые выдержки из этой конвенции:

Государства – участники настоящей Конвенции… согласились о следующем:

Статья 1

1) Любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо (здесь и далее именуемое как «заложник») для того, чтобы заставить третью сторону, а именно: государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц – совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложников по смыслу настоящей Конвенции.