Смекни!
smekni.com

Сроки в гражданском праве (стр. 7 из 17)

Большинство исследователей предлагают понимать под "соответствующим числом" по смыслу ст. 192 ГК РФ то же самое число в цифровом выражении (т.е. если годичный срок начал течь, например, 5 мая 2001 года, то последним днем срока будет 5 мая 2002 года). Данная точка зрения методологически безупречна, поскольку основывается на буквальном толковании норм действующего законодательства.

Известна и иная позиция, согласно которой правила исчисления сроков должны быть приведены в соответствие с правилами астрономического течения времени во избежание двойного учета при исчислении сроков одного и того же дня недели или числа месяца".[57] А.Смирнов предложил ст.192 ГК РФ дополнить словами: "Под соответствующим днем окончания срока понимается день, который по своему названию дня недели или числу месяца является таким же, что и день, предшествующий первому учитываемому дню срока".[58] С данной точкой зрения следует согласиться, поскольку указанная редакция ст.192 более соответствует правилам астрономического течения времени, чем ныне действующая, т.е. лучше отражает временную сущность срока.

При этом срок исковой давности, по мнению А. Смирнова, должен исчисляться в соответствии с правилом, допускающим отступление от правил астрономического течения времени: "поскольку фактически и юридически первым днем срока исковой давности является один и тот же день, то и последним днем срока может быть лишь день с тем же числом, что и первый день срока, так как другого числа, которому он мог бы соответствовать, нет".[59]

Позиция, предлагающая различный порядок исчисления исковой давности и иных гражданско-правовых сроков, представляется спорной, поскольку для установления различных правил исчисления разных видов сроков должны быть основания, вытекающие из различий в правовой природе соответствующих видов сроков, которые (основания) А. Смирнов не называет, и едва ли их можно указать. Кроме того, нет никаких препятствий для определения последнего дня давностного срока, относящегося к срокам-периодам, определяемым указанием на календарный период времени, как дня, который по числу месяца совпадает с днем, предшествующим дню начала течения срока.

Определение моментов начала и окончания течения гражданско-правового срока (его величины) можно условно назвать общим порядком исчисления срока, т.к. после определения указанных моментов течение срока подчиняется астрономическому течению времени. Между тем, в процессе правового регулирования общественных отношений могут возникать ситуации, когда для достижения эффективного правового регулирования недостаточно предусмотреть общий, универсальный порядок исчисления гражданско-правовых сроков, и возникает потребность в установлении определенных исключений. Поэтому законом предусматриваются различные формы (способы) изменения порядка исчисления сроков: приостановление, перерыв и продление срока.

Под приостановлением течения гражданско-правового срока понимается способ изменения порядка его исчисления, предполагающий, что в период действия обстоятельства, являющегося в силу закона основанием для приостановления, течение срока как бы "замирает", т.е. срок какое-то время не течет, но не прекращается, а после отпадения основания приостановления течение того же срока возобновляется в оставшейся (неистекшей) части.

Перерыв течения давностного срока означает, что в момент совершения одной из сторон правоотношения определенных действий, являющихся в силу закона основанием для перерыва, течение начавшегося срока прекращается, а после перерыва срок начинает течь заново, период времени, истекший до перерыва, при дальнейшем исчислении во внимание не принимается, становится юридически безразличным.

Продлением течения гражданско-правового срока следует признать такую форму изменения порядка его исчисления, при которой общая продолжительность срока увеличивается, установленный срок удлиняется на определенный отрезок времени, который присоединяется к первоначальному сроку и является его дополнительной частью.

Необходимо отметить, что ранее действовавшим законодательством использовался термин "продление срока", однако, по существу, юридически значимые действия, подлежавшие совершению в соответствующих случаях, означали восстановление, а не продление срока. Предусмотренным действующим законодательством продлением гражданско-правового срока в собственном смысле является только удлинение исковой давности на 6 месяцев после возобновления ее течения в случае приостановления (п. 3 ст.202, ч.2 ст.204 ГК РФ). Продление гражданско-правового срока возможно также по соглашению сторон (например, продление срока действия договора).

Кроме этого, в гражданском праве существует возможность восстановления срока, реализация которой, означает принятие уполномоченным органом волевого решения о неприменении последствий пропуска конкретного гражданско-правового срока с учетом уважительных причин, признаваемых законом основаниями для предоставления заинтересованному лицу возможности реализовать свое право за пределами срока, установленного для его осуществления.

Восстановление гражданско-правового срока, хотя и связано с изменением порядка исчисления срока, формой (способом) изменения порядка исчисления не является, поскольку осуществляется после истечения срока. Восстановление срока представляет собой волевое действие уполномоченного законом правоприменительного органа по изменению (неприменению) последствий истечения соответствующего срока, причем основанием восстановления срока, в отличие от объективных оснований применения способов изменения порядка исчисления сроков, всегда является субъективный, оценочный критерии - наличие уважительных причин пропуска срока.

Значение сроков в гражданском праве трудно переоценить. Как уже отмечалось, более 300 норм ГК РФ содержат указания о сроках, что является основанием для выделения в институте гражданско-правовых сроков общей и особенной частей. Общую часть образуют нормы главы 11 ГК РФ, регламентирующие порядок исчисления, подлежащий применению при исчислении всех сроков, кроме тех, в отношении которых законом установлены исключения. Особенная часть состоит из совокупности норм, содержащих положения о сроках, включенных в различные гражданско-правовые институты как общей, так и особенной частей ГК РФ, и в иные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

Основной целью установления сроков в процессе правового регулирования гражданско-правовых отношений является повышение его эффективности. Механизм достижения этой цели основывается, во-первых, на стимулировании субъектов гражданско-правовых отношений к реализации принадлежащих им регулятивных и охранительных субъективных гражданских прав и обязанностей в установленные сроки, и во-вторых, на упорядочении сложившихся (или складывающихся) гражданско-правовых отношений, внесении в них определенности.

Своевременной реализации субъективных гражданских прав исполнению обязанностей способствует и стимулирует ее действие на сознание субъектов угрозы наступления определенных правовых последствий, связанных с истечением (наступлением) сроков. Чаще всего эти последствия неблагоприятные: например, влекут утрату субъективного регулятивного или охранительного материального гражданского права, которым правообладатель не воспользовался в течение установленного срока, либо влекут прекращение материального субъективного регулятивного гражданского права.[60] Прекращение срочного права в связи с истечением установленного периода времени само по себе неблагоприятно для субъекта гражданского оборота, поскольку приводит к уменьшению объема принадлежащих ему прав. Следовательно, угроза наступления таких последствий побуждает своевременно воспользоваться принадлежащим субъекту гражданским правом. Истечение (наступление) сроков исполнения гражданских обязанностей влечет возможность применения к недисциплинированному участнику гражданского оборота мер ответственности, реализация которых также негативно отражается на его имущественном положении. Таким образом, стимулирующий характер имеют сроки осуществления гражданских прав (правопрекращающие сроки), сроки исполнения гражданских обязанностей, а также сроки защиты гражданских прав.

Однако истечение/наступление не любого гражданско-правового срока влечет неблагоприятные последствия для участников гражданского оборота. Имеется ряд сроков, наступление/истечение которых не оказывает отрицательного влияния на имущественное положение сторон правоотношения, но позволяет четко установить объем принадлежащих им субъективных гражданских прав и обязанностей. Таковы правообразующие и правоизменяющие сроки (например, сроки начала действия доверенности, договора, вступления в силу дополнительного соглашения к договору, изменяющего одно или несколько его из его условий и т.п.). Значение этих сроков заключается в обеспечении определенности гражданского оборота.

Действие сроков в гражданском праве, проявляющееся в последствиях их истечения (наступления), имеет не только частно - правовое, но и публично-правовое значение. Частно - правовое значение сроков как юридических фактов проявляется в том, что их истечение/наступление влечет возникновение, изменения и прекращение гражданских правоотношений, и соответственно, гражданских прав и обязанностей участников гражданского оборота.

Действие практически любых сроков (сроков существования гражданских прав, пресекательных, давностных, претензионных сроков, сроков исполнения обязанностей и др.) способствует своевременной реализации субъектами гражданских правоотношений принадлежащих им прав и обязанностей, дисциплинирует участников гражданского оборота, вносит определенность в складывающиеся (или уже сложившиеся) правоотношения, а значит, способствует упорядочению и повышению устойчивости таких отношений.