Смекни!
smekni.com

Теоретические новации в обеспечении устойчивого диалога между цивилизациями (стр. 3 из 3)

Можно много говорить о новизне и результативности использования нашего методологического подхода, описанного в первом приближении. Поистине дух захватывает, когда начинаешь понимать, как будут меняться потребности людей и способы их удовлетворения по мере сокращения времени между их возникновением и удовлетворением. Теперь становится вполне понятным предсказание О. Тоффлера о том, что в будущем человек, сидя дома, с помощью соответствующей технологии сможет управлять технологическим процессом производства конкретного продукта для личного потребления [12]. И совершенно фантастической может показаться сегодня мысль о том, что станет реальностью удовлетворение такой потребности человека, как путешествие во времени и в пространстве или перемещение в параллельные миры. И здесь прозорливая мысль Вернадского далеко опередила своё время и в таких научных дилеммах, как наличие внеземной жизни и существование в Космосе ее разумных форм: "Логично предположить, - отмечал учёный, - что во Вселенной живое вещество может быть представлено не одними лишь планетарными сгущениями, подобными земной биосфере". И, "надо думать, - писал учёный в своих дневниках, - что здесь, на Земле, в данное геологическое время перед нами развернулось только промежуточное выявление духовных возможностей жизни, и в Космосе где-нибудь существуют её более высокие в этой области проявления" [11]. Также по поводу параллельных миров нам уже известно, что "сейчас физики - пишет А. Губарев, известный писатель, драматург и журналист, - приблизились к тому, чтобы отыскать так называемую "тёмную материю", то есть параллельные миры. И это реально. Мы сейчас подходим к той грани, когда обнаружим жизнь другой формы в других вариантах;...я чувствую, что учёные подходят к пониманию того, что такое Жизнь. Сегодня мы живём в одной плоскости, должны жить объемно" [13]. А объемно или в сферическом пространстве, как было показано выше, мы будем жить тогда, когда время между возникновением потребности и её удовлетворением плотнее приблизится к нулю.

Итак, с помощью разработанной нами методологии познания закономерностей развития социума мы получаем знание, опережающее состояние реальной действительности, так как идем в сегодняшний день не из прошлого, а из будущего. Моделируя развитие социально-экономической, политической системы и технологических укладов, исходя из цели более низкого порядка, чем конкретный человек, получалось, что неизбежен некий тупик (возвратный процесс, топтание на месте) - и это в лучшем случае, а, скорее всего, - глобальный кризис с катастрофическими последствиями вплоть до самоуничтожения [1,2,3]. Так, Тойнби признавал, что большая часть исторических обществ подверглась либо разрушению (коллапсу), либо трансформации. Но он уже не считал биологический цикл - рождение, развитие и смерть - единственной правомерной моделью для понимания человеческого общества [14]. Из этого делается вывод, что Человек во всем многообразии потребностей и их удовлетворении - единственно возможная цель развития общественной системы. Зная будущее, можно решить сегодняшние проблемы, исходя из целевой заданности, минимизируя все виды затрат и ресурсов [1,2,3,7,16,17]. Это также позволит заглянуть в прошлое всемирной истории человеческого развития и на выверенном теоретическом фундаменте новой методологии дать новое объяснение причин зарождения, роста, развития, упадка, распада и трансформации человеческих сообществ, исторической динамики государств и революций, войн и гегемоний, циклов и трендов, миросистем и цивилизаций. А это уже - теоретическая история.

Современный российский философ-методолог теоретической истории Н.С. Розов пишет: "Потребность современного познания в теоретической истории может быть определена с точки зрения традиционной эмпирической истории как необходимость общих компактных мыслительных конструкций (собственно, концепций и теорий), способных служить для целостного представления, понимания и объяснения растущей, как снежный ком, громады разнородных данных и фактов" [15]. Именно в компактных мыслительных конструкциях заключается новизна предлагаемой методологии познания закономерностей развития человеческого сообщества. Это начинаешь понимать, когда познакомишься с трудами величайшего социолога XX в. Питирима Сорокина и его книгой "Главные тенденции нашего времени". В этой книге в популярной форме изложен итог почти полувекового поиска пути развития общества и фундаментальных разработок большого коллектива исследователей. Автор, используя "новую методологию.." самостоятельно за короткий период выявила и подтвердила наличие тех же тенденций в развитии общества, что и Питирим Сорокин. Но мы пошли дальше - нами предложено теоретическое обоснование и раскрыты закономерности развития общества, дана новая периодизация различных форм человеческих отношений и описана та форма человеческих отношений, в которой отношения между людьми все более будут трансформироваться из свободных договорных в отношения по типу семейных [16,17].

Еще много можно писать о результативности новой методологии в решении фундаментальных проблем теоретической истории и ее способности в сжатое время ответить на вопросы: "Что и как вызывает события и изменения в истории? На какие части (во времени и пространстве) делится история? В каком направлении, как и почему движется история?" Новая методологии позволит установить универсальные законы, исходя из цели развития человеческого сообщества, выявить телеологический смысл человеческого развития - это Человек во всём многообразии потребностей и их удовлетворение - как единственно возможная цель развития общественной системы, которая обеспечивает реализацию свыше заданной гармонии человеческих отношений.

Предложенная новая методология познания, по нашему убеждению, позволит разрешить спор между подавляющим большинством историков, философов и социологов, отвергающих саму возможность теоретического познания, и меньшинством, стремящимся к тому, чтобы строить знание о социальной и исторической реальности по образцу естественнонаучного, - как об этом мечтали еще О. Кант и Г. Спенсер. Эта методология, подобно небесной механике Ньютона, способна дать точное теоретическое знание об идеальной самоуправляющейся системе, абсолютно совершенной, сама становясь при этом естественнонаучным знанием.

Список литературы

[1] Бондаренко В.М. Выбор цели развития социально-экономической системы. В кн.: Перспективы развития российской экономики и ее место в глобальном экономическом пространстве. Сб. материалов к VIII Кондратьевским чтениям. М., 2000.

[2] Бондаренко В.М. Информационное общество для всех - информационное общество для каждого человека в отдельности // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество. Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000.

[3] Бондаренко В.М. Конкретный человек в конкретном времени-пространстве. В кн.: Россия в актуальном времени-пространстве. Под. ред. Осипова Ю.М. , Гузева М.М. , Зотовой Е.С. М. - Волгоград, 2000.

[4] Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа-общество-человек: устойчивое развитие. М. - Дубна, 2000.

[5] Винер Н. Кибернетика. М., 1968.

[6] Львов Д.С. Задачи экономической науки и формирование экономической политики государства // Экономическая наука современной России, 1999. №2.

[7] Бондаренко В.М. Об условиях реализации провозглашенной ООН концепции устойчивого развития. XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие. Материалы Международного симпозиума. Улан-Удэ, 2001.

[8] Мовсесян А., Огнивцев С. Цивилизованные основы мировой экономики // Общество и экономика, 2000. №3-4.

[9] Богданов А.А. Тектология. М., 1989.

[10] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

[11] Вернадский В.И. Труды по общей истории. М., 1989.

[12] Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.

[13] Ученые открывают жизнь// Аргументы и факты, 2000. №52.

[14] Джур Бентли Образы всемирной истории в научных исследованиях XX века. В кн.: Время мира. Вып. 1. Новосибирск. 1998.

[15] Розов Н.Е. Теоретическая история - место в социальном познании принципы и проблематика. В кн.: Время мира. Вып. 1. Новосибирск, 1998.

[16] Бондаренко В.М. О контрактных отношениях между производителями и потребителями в социально-ориентированной рыночной экономике. В кн.: Тенденции и перспективы социокультурной динамики. Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина. М., 1999.

[17] Бондаренко В.М. О периодизации различных форм человеческих отношений. В кн.: Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Сб. материалов к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина. СПб., 1999.

[18] Хайам Омар. Рубаи. Душанбе, 1965.