Смекни!
smekni.com

Экологические и экономические аспекты утилизации золошлаков ТЭС (стр. 3 из 3)

Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24) предусмотрена возможность освобождения экологических фондов от налогообложения, в том числе от налога на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество и др.

В том случае, когда экологические фонды будут являться первичным источником финансирования природоохранных работ, осуществляемых предприятиями и организациями (независимо от того, являются ли они исполнителями или субподрядчиками работ), предприятия и организации по этим видам работ также должны освобождаться от налога на добавленную стоимость.

В настоящее время в связи с резким сокращением бюджетных ассигнований, выделяемых на охрану природы, весьма актуальной задачей является привлечение кредитных ресурсов для осуществления природоохранных мероприятий.

Законом Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» исключается из обложения налогом стоимость объектов предприятия, используемых для охраны природы. Этим же законом Российской Федерации устанавливается, что налогом не облагаются взносы, произведенные в экологические фонды.

Кроме того, в законе Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» отмечается, что при определении налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Поэтому если предприятие использует прибыль на освоение новых малоотходных и безотходных технологий, производств по переработке вторичных ресурсов и т.п., то величина этой прибыли исключается при подсчете размера облагаемой прибыли. Однако, с учетом ограниченности денежных средств, главным способом стимулирования остаются налоговые льготы.

Обратимся к европейскому опыту утилизации ЗШМ.

В 1990 г. европейскими производителями электроэнергии была основана Европейская Ассоциация продуктов сжигания угля (ЕСОВА), чтобы гарантировать выгодное и высококачественное использование продуктов сжигания угля (ПСУ). Согласно ее уставу, цели ассоциации заключаются в том,чтобы:

а) поощрять развитие технологий использования всех попутных продуктов угольных электростанций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к промышленности и окружающей среде;

б) продвигать взаимные интересы ее членов, интернационально и особенно в пределах структуры европейских организаций, которые имеют научную, техническую, экологическую и законную природу;

в) устанавливать и развивать необходимые законодательные регулирующие меры для признания, принятия и содействия использованию всех попутных продуктов угольных электростанций, представляющих собой ценные восстанавливаемые ресурсы.

Сегодня ассоциация включает 18 полноправных членов от 11 европейских стран и тесно сотрудничает со смежными ассоциациями на других континентах. Американская Ассоциация угольной золы (АСАА), Канадские отрасли промышленности, перерабатывающие угольную золу (CIRCA), Центр утилизации угля в Японии (CCUJ) и Национальное правление угольной золы Израиля (NCAB) — присоединенные члены ЕСОВА. Помимо этого, ЕСОВА был членом-основателем Международного Совета ПСУ, форума для международного обмена информацией по ПСУ через Интернет.

Члены ЕСОВА рассматривают угольную золу, произведенную на угольных электростанциях, как ценное сырье и строительный материал, которые могут использоваться совместимым с окружающей средой способом. Задача ЕСОВА — распространять это положение,особенно по отношению к законодательным и стандартизирующим институтам, а также сообщать выгоды экономические и по отношению к окружающей среде от использования ПСУ. Поэтому ЕСОВА образовала рабочие комитеты по «Связи и маркетингу» ПСУ, по «Вопросам окружающей среды» и по «Стандартизации».

Количество ПСУ, произведенных на европейских (15 странах ЕС) электростанциях, в целом составляет 55 млн. т. Почти 69% общего их количества получено в виде золы-уноса.

Большая часть произведенных ПСУ используется в строительной индустрии, в гражданском строительстве и как строительные материалы в горной подземной промышленности (55.6%) или для восстановления открытых разрезов, открытых выработок и карьеров (33.1%). В 1999 г. только 2.1 % ПСУ было временно складировано для будущего использования и 9.2% — размещено в отвалах.

Норма использования ПСУ различна для каждой из европейских стран в связи с различными граничными условиями климата, налогов, правовой ситуации и т.д.

Зола-уноса, которую получают электростатическим или механическим осаждением частиц подобно частицам из дымового газа, представляет самую большую часть производства ПСУ. Общее производство золы-уноса на электростанциях, работающих на каменном и буром углях, в Европейском Союзе составило 37.1 млн. т в 1999 г.

В Европе (15 странах ЕС) около 12.7 млн. т золы-уноса используется в производстве цемента и бетона для различных целей.

В 1999 г. было произведено 5.6 млн. т шлака твердого шлакоудаления и 2.5 млн. т использовалось в строительной промышленности Европейского Союза, из которых приблизительно 55% пошло в качестве заполнителя в бетонные блоки и в бетон и 37% в дорожное строительство. Уровень применения шлака жидкого шлакоудаления — 100%, при этом — 50% его пошло на дорожное строительств для, например, дренажных слоев. Промышленность ЕС очень активна в развитии новых и высококачественных областей использования ПСУ.

Таким образом, исходя из анализа деятельности ТЭС по обращению с ЗШМ в нынешней экономической ситуации России и учитывая зарубежный опыт, можно констатировать:

В стране отсутствует единая концепция по переработке и использованию ЗШМ ТЭС. Нет контрольных показателей, на которые необходимо ориентироваться при их переработке и использовании и которые показывали бы эффективность вложения финансовых средств в это направление. Не существует идеологии и архитектуры управления в системе обращения с ЗШМ ТЭС.

В регионах и при ТЭС не создано достаточного количества малых коммерческих предприятий, специализирующихся на выпуске продукции широкой номенклатуры с использованием ЗШМ и поставке ЗШМ в качестве товарной продукции местным (региональным) организациям.

В России отсутствует центр, координирующий деятельность среднего и малого бизнеса в области обращения с ЗШМ.

Сложившаяся система административного управления использованием ЗШМ неэффективна, а рыночное регулирование не вступило в достаточной степени в действие.

В нынешнем своем виде российская законодательная и нормативно-правовая база в области обращения с ЗШМ не соответствует требованиям увеличения объемов потребления ЗШМ и улучшения экологической обстановки в районах расположения ТЭС. Существующая законодательная и нормативно-правовая база только декларирует применение экономического стимулирования в области обращения с отходами, но отсутствует механизм его осуществления.

На федеральном и региональном уровнях при наличии бюджетного финансирования при проведении тендеров с целью размещения заказов на строительство автомобильных дорог различных категорий сложности, поставку бетонов и растворов на объекты строительства и т.п. не учитывается наличие ЗШМ в регионе.

При бюджетном (федеральном и региональном) финансировании работ в стройиндустрии практически не проводится технико-экономическая и экологическая экспертиза, связанная с внедрением технологий переработки и использования ЗШМ и сокращением объемов их складирования на данной территории.

С целью повышения уровня утилизации ЗШМ необходимо изучить и обобщить зарубежный опыт обращения использования попутных продуктов сжигания угля.

Для привлечения инвестиций с целью повышения уровня переработки и использования ЗШМ можно использовать заинтересованность в закупке ЗШМ ТЭС России тех западноевропейских стран и Ближнего Востока, в которых отсутствуют в достаточном количестве источники минерального сырья. Решение перечисленных проблем необходимо для повышения уровня утилизации ЗШМ ТЭС с целью сокращения их накопления, улучшения экологической обстановки в районе расположения ТЭС, а также получения дохода от реализации продукции, произведенной на основе ЗШМ.