Смекни!
smekni.com

Проблемы городских отходов (стр. 5 из 5)

Например, в густонаселенных районах северо-востока США цена площадей для захоронения мусора в 2 раза дороже, чем в любом другом регионе. Значит, если бы и частные лица, и государство стали бы вкладывать деньги в переработку отходов, ин наверняка было бы это выгодно. На примере Филадельфии мы видим, что цена 1 т переработанной бумаги 25 долларов, тогда как ее захоронение обходится а 90 долларов. Если бы городские власти платили бы переработчикам по 45 долларов за 1 т, то прибыль обеим сторонам была бы гарантирована. Поэтому все материалы, по сути, после переработки ценны и за счет того, что они сберегают ресурсы. По словам Ч. Папке, президента ассоциации по ресурсосбережению, специализирующейся на консалтинге, " программа по переработке стоит дороже, чем получаемая за счет нее прибыль, но если ее рассматривать как программу по утилизации отходов, то это наиболее дешевый из возможных способов". Он утверждает, что цена сбора и переработки 1 т отходов составляет 20-30 долларов, что практически равно средней цене переработанного продукта. Но если такое количество отходов закапывать, то это уже обойдется 40-60 долларов, сжигание же их будет стоить 70-120 долларов.

Исследования, проведенные Калифорнийским комитетом по утилизации отходов, показывает: средняя цена сбора и утилизации 1 т условных (средних) отходов составляет 60 долларов. Общая же стоимость переработки - 40 долларов, и эта разница, и эта разница в одну треть объясняется выручкой за продажу переработанных отходов.

Запрет на сжигание листьев, высокие цены за утилизацию отходов, положительный результат применения перегноя в сельском хозяйстве - все это увеличивает привлекательность переработки органических отходов. Дж. Мадоул, изучив цены на утилизацию отходов в округе Филмор, штат Миннесота, выяснил, что за сжигание 1 т мусора округ заплатит 50 долларов и еще 20 - за его перевозку. А в том случае, если власти округа предпочтут производство перегноя, затраты составят лишь 35 долларов. Мадоул привел и другой пример использования и утилизации отходов, который проиллюстрирован в табл. 5. Из нее видно, что переработка отходов представляет собой наименее дорогой способ использования отходов, за ним следует производство перегноя. Остальные методы применяются чаще, но стоят дороже. Самые высокие цены - на захоронение, так как в них входят и затраты на транспортировку. Цены на перерабатываемые материалы сильно влияет на целесообразность переработки. Низкие и нестабильные цены на рынке вторсырья - просто бич для тех, кто его перерабатывает. Без определенного минимума цен на вторсырье и места для его складирования в целях стабилизации создавшегося положения планируемые заранее программы обречены. И устойчивость переработки в большей мере зависит от вмешательства государственного или частного капитала. В Голландии специальные ценовые буферы стабилизируют приток собираемых отходов для переработки даже после падения цен на них. Организация по сбору газет, доступная 70000 человек в округе Монтгомери, штат Мэрилэнд, гарантирует минимум 30 долларов за 1 т. Такого рода страховка и помогает государству, и гарантирует потребителю стабильные поставки сырья.

Правда, возможность переработки иногда блокируется другими социальными потребителями. Например, если понадобится полностью загрузить дорогостоящую электростанцию, сжигающую мусор и получающую из него электричество, то придется пожертвовать некоторой долей материалов, собранных для переработки. Но сжигание - не самый выгодный вариант - как в денежном выражении, так и в отношении ресурсосбережения. Несгораемые материалы - такие, как металлы и стекло,- сохраняют ценность при переработке, а при сжигании лишь занимают место на складах и в печах. Органические отходы лучше использовать для получения компоста, чем, игнорируя их высокую влажность, пытаться их сжечь. Но бумага и пластик, с другой стороны, являются ценным топливом. Не рассортированные отходы имеют теплоту сгорания около 8400 Дж на кг, что составляет половину теплоты сгорания угля. Теплота же сгорания бумаги и пластика соответственно в 2 и 4 раза больше. Следовательно, сжигать все материалы вместе нецелесообразно. Высококачественная бумага, однако, более ценна как сырье для переработка, чем как топливо. Как показали исследования, проведенные "Гарден Стэйт Айлэнд Компани" в Нью-Джерси, при переработке 25-50 % газетной бумаги, предназначенной для сжигания на электростанциях, выработка электроэнергии снизится лишь на 3,5-7 %. А производство такого же количества бумаги потребовало бы энергии гораздо больше. Поэтому переработка бумаги в некоторых городах превышает 50 %. Пластик более пригоден к сжиганию, чем бумага. Однако, в соответствии с исследованиями доктора Дж. Милгота, занимающегося пластмассами, "переработка пластика сбережет вдвое больше энергии, чем получается в результате его сжигания. К тому же она позволяет экономить сырье и уменьшает вредное влияние загрязнений на окружающую среду".

А это очень важно, так как некоторые пластики (например, поливинил) при сжигании выделяют опасные для здоровья людей вещества. В Японии был проведен опрос специалистов, выявивший, что 4 % из них считают пластмассы хорошим сырьем для сжигания, а 34 % не согласились с этим - из-за проблем, связанных с последствиями таких шагов. В Германии проведена кампания среди горожан по сортировке пластиковых отходов, продолжавшаяся 6 месяцев. Таким образом правительство стремится уменьшить загрязнение воздуха. При выборе способа использования и утилизации отходов следует учитывать общие затраты энергии. Отходы, которые выгоднее перерабатывать, чем сжигать, нужно перерабатывать. Повышение мощности печей приводит к потере средств по двум статьям: расходы на строительство и эксплуатацию печей, а также расходы на транспортировку большего объема отходов для поддержания мощности печи. Поэтому устанавливать мощность планируемой к строительству печи следует только после отработки плана по переработке отходов. Число программ по уничтожению отходов растет. Власти города Портлэнда приняли решение перерабатывать около 52 % всех своих отходов, а оставшиеся - либо сжигать для выработка энергии, либо закапывать для получения метана и перегноя. Эта программа уже дала свои результаты, и уровень переработки бытовых отходов составил 22 % - это самый высокий процент по США.

Проблема бытовых отходов в России.

С начала 70х до конца 80х в России бытовых отходов стало в 2 раза больше. Это миллионы тонн. И произошло это по причине улучшения культуры упаковки и появления большого количество одноразовой упаковки. И по этому показателю мы почти догоняем Запад. Естественно, здесь есть над чем призадуматься городским властям наших городов. Проблема утилизации мусора стоит особо остро в больших городах таких как Москва. Поэтому стоит проиллюстрировать как она решалась и решается сейчас в нашем родном городе. Как мы это уже показали во всем мире она решается по-разному. Изобилует методами уничтожения и переработки мусора и Москва. До 1987 года самым популярным способом было захоронение отходов города на специальных полигонов под Москвой. К 1987 году таких полигонов насчитывалось под Москвой около пятидесяти общей площадью в несколько сот гектаров дефицитных земель. Хорошо, если непригодные для землепользования! В Истринском районе под полигон был отдан глиняный карьер, а в Одинцовском под полигон отдан вполне пригодный для земледелия участок в 7,5 га. Не всегда кучи мусора на этих полигонов надежно засыпаны почвой, и неприятные запахи и пожары становились нормой в таких местах. Также не всегда хорошо были защищены от загрязнения ядовитыми веществами грунтовые воды. Видя такое состояние на городских свалках отцы города в то время нашли другое решение этой проблеме - мусоросжигательные печи и переработка твердых отходов. Была разработана программа по комплексному сбору, перевозке и утилизации отходов Москвы и Подмосковья. В рамках этой программы намеревались построить свыше десяти крупных предприятий по переработке бытовых отходов, в частности в Мытищах, Люберцах, Одинцове. Отходы должны были сжигаться, а металлолом реализовываться через Вторчермет и Вторцветмет. Программа также включала в себя увеличение парка мусоровозов и контейнеров для их сбора. Предвидя возможные загрязнения атмосферы выбросами мусоросжигательных печей, также предусматривалась установка специальных фильтров и технологии сжигания, очищающая выбросы на 97-99%. Органические отходы города власти собирались вывозить в сельские хозяйства Подмосковья. По выполнению программы (2000 год) городские власти намеревались закрыть значительное количество мусорных полигонов.

Ситуация на сегодняшний день представляется следующей. С тех пор (1987 год) количество мусора увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т. в год (учитывая промышленность). Сегодня Москва выбрасывает 10 млн. т. с промышленных отходов примерно по 1т на каждого жителя! Из них 40-50 % подвергается переработке (заслуга прежних властей) или сжигаются (гораздо большая часть всех отходов), еще 30-40 % вывозится, а еще около 10 оседает в черте города, где их уже около 3 млн. т. Количество свалок (мусорных полигонов) ни сколько не уменьшилось и по-прежнему составляет 50, каждая площадью от 3 до 5 га. Исследователи утверждают, что несанкционированные свалки приобрели неслыханный размах - даже в центре Москвы их 14 штук, и это не считая загородных. Мэрия видимо понимает опасность такого положения и пытается устранить ее путем еще большего увеличения числа крупных мусоросжигательных станций. 12 таких закупаются сейчас за рубежом. Известно, что стоят они не мало и поэтому стоило бы сначала задуматься, а стоит ли их вообще закупать. В мире хорошо известны экологические издержки таких печей, а в экономическом плане они убыточны не только потому, что они стоят дорого, но и потому, что в них сжигается ценнейшее сырье, которое после переработки могло дать немалую прибыль той же Мэрии и сэкономило бы наши деньги, деньги налогоплательщиков. Но более простым Мэрии кажется просто сжечь надоевший мусор, чем организовывать мероприятия по его переработке, что как мы видели выше дело хлопотное. Вместо того, чтобы попытаться убить двух зайцев одним метким выстрелом Мэрия расходует целую кучу зарядов, что пристрелить одного. С другой стороны они мыслят очень логично - Россия страна богатая природными ресурсами, может даже слишком, поэтому, зачем же экономить на спичках, сжигать их надо и выбрасывать. А ведь такое "широкое" мышление очень опасно в то время, когда окружающая среда у нас уже сильно загрязнена отходами производств. В свете этого Мэрии и правительству явно надо пересмотреть свой подход к проблеме отходов.