Смекни!
smekni.com

Введение в природообустройство (стр. 1 из 9)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

Кафедра мелиорации и рекультивации земель

А. И. Голованов, профессор, доктор технических наук

ВВЕДЕНИЕ В ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО

Москва 1998 г.


В основу данного курса положены фундаментальные исследования ученых-географов Московского государственного университета, в частности, работы А.Г. Исаченко (см. его учебник для студентов географических специальностей "Ландшафтоведение и физико-географическое районирование". Москва. "Высшая школа". 1991 г.), идеи которого разделяет автор; методологические разработки кафедры философии МГУП (доц. P.M. Орлов); работы советских и российских ученых-мелиораторов: в частности:

- Айдаров И.П., Голованов А.И. "Мелиоративный режим орошаемых земель и пути его улучшения". Гидротехника и мелиорация. 1986.NO 8;

- Голованов А.И. "О целях и сущности мелиорации сельскохозяйственных земель". Вестник сельскохозяйственной науки.1991Л'0 12:

- "Концепция развития мелиорации сельскохозяйственных земель в СССР", 1992, разработанная труппой ученых Российской академии сельскохозяйственных наук с участием автора;

- Айдаров И.П., Голованов А.И.,НикольскийЮ.Н. "Оптимизация мелиоративных режимов орошаемых и осушаемых земель". Агропромиздат.М. 1990;

- Голованов А.И. "Мелиорация ландшафтов". Мелиорация и водное хозяйство. 1993.NO 3;

- Голованов А.И., Орлов P.M. "Что такое природообустройство?". Мелиорация и водное хозяйство. 1994.NO 6;

- другие научные работы кафедры мелиорации и рекультивации земель МГУП.

Понятие "природообустройство"

Прежде всего, разберемся в понятии "природа". В него вкладывают несколько смыслов:

1. Наиболее общий: все существующее во вселенной: неорганический и органический мир, включая и человека, т.е. все живое и мертвое.

2. Бытовой: вне города - поехать на природу.

3. Переносный: сущность - природа явления.

4. Узкий или специальный: совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Наряду с естественными условиями человек создает "вторую природу" - материальные условия для своего существования: жилище, дороги, фабрики и т.п.

Узкое понятие "природа", как совокупность естественных условий существования человеческого общества, эквивалентно понятию "окружающая среда", часто используемое в технической литературе, и соответствует греческому oikos -экос (дом, родина). Отсюда: экология - наука о взаимоотношении человека (в более общем понимании - живых организмов) и окружающей среды.

Если понимать природу, как окружающую человека среду, то ее можно представить как географическую оболочку', состоящую из пяти компонентов:

1) массы твердой земной коры ;

2) массы вод во всех состояниях (жидкое, парообразное, твердое -лед);

3) воздушные массы;

4) почва;

5)биота или живые и мертвые организмы.

В настоящее время, когда человек на высоком уровне развития науки и производительных сил своей деятельностью коренным образом изменяет компоненты природы, очень остро стоит вопрос о рациональном отношении человека (человеческого общества) и природы.

И человеческое общество и живые организмы являются материальными саморазвивающимися системами. Саморазвитие заключается в том, что они, во-первых, содержат свои внутренние источники развития в виде разрешения заключенных в них противоречий, и, во вторых, они сами формируют условия своего собственного развития.

Для живых существ (кроме человека) преимущественно свойственен адаптивный (приспособительный) характер связи с окружающей средой, хотя некоторые высокоразвитые организмы создают для себя измененные условия для существования (например, муравейники).

Для человеческого общества до сих пор был характерен адаптирующий, преобразующий, подчиняющий себе природу характер связи с внешней средой, который в конце концов и привел к современному неблагополучному состоянию окружающей среды, а по мнению многих ученых, - и к экологическому кризису.

Во взаимоотношении человека и природы обозначились две крайние идеологии: антропоцентризма и экологизма. Сторонники антропоцентризма ставят суверенитет человеческого общества выше суверенитета природы. Последняя рассматривается ими как среда, которую надо покорять, над которой надо господствовать, которую нужно изменять. Взаимоотношения человека и природы они видят как деятельность по использованию и преобразованию компонентов природы во имя человека, его потребностей и интересов.

Другой, противоположной крайностью является идеология экологизма, которая заключает в себе призыв к прекращению борьбы с природой, к остановке научно-технического прогресса, объявляет человеческое общество составной частью природы, призывает человека к слиянию с ней, к растворению в ней.

В действительности, и антропоцентризм и экологизм - утопичны и ведут человека в тупик. Забота о человеке в антропоцентрическом мировоззрении - иллюзорна, т.к., в конце концов, оборачивается экологическим кризисом, разрушением природных (естественных) основ существования человечества. Столь же иллюзорен и экологизм, поскольку, объявляя человека частью биосферы, он, по существу, игнорирует качественные особенности развития человеческого общества, ликвидирует суверенитет человеческой личности.

Отношения человека и природы должны, в конечном счете, обеспечить гармоничное сочетание суверенных интересов человека и общества со столь же суверенными "интересами" природы.

Человек в своей жизнедеятельности не может отказаться ни от использования природы, ни от изменения компонентов природы, ни от научно-технического процесса. Следовательно, необходимо познание и использование в практической деятельности законов формирования, функционирования и развития особых социоприродных или, по географической терминологии, геотехнических систем. Необходимо научное обоснование синтеза природных процессов и деятельности человека. Законы формирования, функционирования и развития социоприродных систем не являются ни чисто природными ни чисто социальными, они дают знания об особых процессах при взаимодействии человека и природы. Учет этих законов как раз и должен обеспечить коэволюцию, т.е. совместное развитие природы и человеческого общества.

Чтобы преодолеть крайности антропоцентризма и чистого акологизма, необходимо разрабатывать стратегию движения общества от ресурсно-потребительской деятельности к сберегающесозидающей. Поэтому возникает наряду с природопользованием необходимость в новой осознанной деятельности -природовоспроизводстве. Односторонний процесс движения изъятых из природы ресурсов в общество, который характерен для современных форм природопользования, должен быть дополнен противоположным процессом движения вещества и энергии в компоненты природы. Отношения человека с природой можно разделить на: 1) природоведение - познание объективных законов возникновения, развития, функционирования отдельных компонентов природы и их совокупности в виде природно-территориальных комплексов или геосистем различного ранга:

2) природопользование - вовлечение в обшественное производство вещества, энергии и информации, содержащихся в компонентах природы, для удовлетворения материальных и культурных потребностей человеческого общества;

3)природообустройство - согласование требований природопользователей и свойств природы, придание ее компонентам новых свойств, повышающих потребительскую стоимость или полезность компонентов природы.

Понятие природообустройство вошло в специальную литературу сравнительно недавно, когда появилась необходимость выработки общих подходов к модификации свойств природных компонентов, согласования природопользования с природообустройством, разработки правовых основ этой деятельности.

Следует иметь в виду, что помимо обустройства природы человек осуществляет инженерное обустройство территорий перед их использованием: создает транспортные коммуникации, системы энергоснабжения, связи, водоснабжения и т.п.