Смекни!
smekni.com

Вопросы охраны природы (стр. 2 из 4)

Дошкольники знакомятся с отдельными объектами и явлениями природы, ухаживают за животными и растениями живого уголка.

Экологическое образование для младших школьников это углубление элементарных знаний, введение в содержание общего образования экологических аспектов, примеров нерационального использования природных богатств. Главное отличие от предыдущего этапа усвоение фактов уже как научных знаний.

В средних классах изучается питание растений и животных и связанная с этим проблема загрязнения природы химическими удобрениями, создание гидроэлектростанций и применяемые при этом меры по защите «рыбных богатств», ареалы обитания редких животных и растений и организация соответствующих охраняемых территорий и т.п. Экологические проблемы рассматриваются уже в самостоятельных курсах ботаники, зоологии, географии и во внеклассной работе по этим предметам.

Для процесса экологического образования старшеклассников характерна направленность на мировоззренческие, философские аспекты взаимодействия общества и природы, а также углубление и расширение знаний эволюционного, комплексного, обобщающего характера. Экологическое образование так же, как и на предыдущем этапе, осуществляется в рамках курсов биологии, географии и, в отдельных случаях, самостоятельного предмета «экология».

Для студентов высшей школы практически не существует концептуально и содержательно выстроенной системы экологического образования, за исключением отдельных предметов в учебных планах высших школ. Но даже когда эти предметы есть, они чаще всего носят узкопрофессиональную направленность, а в учебных программах по другим предметам экологические проблемы если и присутствуют, то представлены фрагментарно и в скромном объеме.

Как правило, при такой ориентации экологического образования в практическом опыте и методических разработках преобладает «излагающий», монологический способ. Учащиеся получают разрозненные сведения, запоминают множество цифровых данных, причем, часто без четко продуманной логики изложения всего этого материала. Но, как говорил древний мудрец Гераклит: «Многознание не научает уму».

Вторая («отношенческая») тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, отношения к природе. В этом случае ориентируются на отбор такой экологической информации, включение личности в такие виды деятельности, специальное создание таких педагогических ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на субъективное отношение к природе.

Именно в рамках данной ориентации осуществляется экологическое образование, например, в так называемых вальдорфских школах, философской основой которых является антропософское учение Р. Штейнера. Учеников в этих школах учат наблюдению и сопереживанию всего, что их окружает во внешней среде каждого растения, каждого животного, каждого человека.

Дети «учатся видеть растение не только в его чувственной форме, но сливаясь с самой его жизнью, его оживляющей таким образом, чтобы мысль полностью освобождалась от своей отражательной природы и включалась в реальность мировой жизни. Можно внутренне отождествиться с растением настолько, чтобы почувствовать, как сила тяжести привязывает его к земле посредством корней, а силы цветения, напротив, поднимаются вверх к точке, где распускается цветок. И тогда дети сопереживают законы цветения и плодоношения, полностью погружаются во внешний мир. И этот внешний мир захватывает и поглощает ребенка... Мир заключает в себе больше, чем то, что могут сказать о нем абстрактные понятия логики!... Логика нужна только для того, чтобы дисциплинировать ум, но силой одной только логики нельзя ничего понять в мире!»[1].

По мнению педагогов-антропософов, именно занятия естествознанием требуют от ребенка высокого уровня развития душевной жизни: способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания должны «переживаться» ребенком, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование ее отношений к миру.

Третья («технологическая») тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, стратегий и технологий взаимодействия с природой. В этом случае ориентируются на включение личности в такое взаимодействие с природой, которое в наибольшей степени предоставляет возможность освоения адекватных экологических стратегий, приобретение необходимых для их реализации умений и навыков (технологий).

«Технологическая» тенденция в экологическом образовании характерна, например, для США. Отличительной особенностью американской образовательной системы является ориентация на экологические проблемы той местности, где живут учащиеся, а не на охрану «природы вообще». Приемы обучения предполагают работу «в поле», а не просто разглядывание кабинетных таблиц. Такая система экологического образования дает весомые положительные результаты: к 1985 году в США насчитывалось около 12 тысяч природоохранных организаций; ежегодно создается до 250 новых. Охрана природы стала даже «образом жизни» многих американцев.

Следует отметить, что в последнее время, наряду с развитием этих основных подходов к проблеме содержания экологического образования, приходит понимание того, что комплексное решение проблем экологического образования требует их синтеза в единой целостной системе.

И.Д. Зверев подчеркивает, что необходима концентрации усилий ученых на комплексной психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности: 1) гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни, 2) активизация экологического движения, 3) применение знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры, 4) преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью, 5) создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях.

Д.Н. Кавтарадзе считает, что главное в экологическом образовании формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Он отмечает, что современное экологическое образование пронизано духом прагматизма: в стране насчитывается около 40 учебников по охране природы (для техникумов, институтов, университетов). Но все они рассматривают природные ресурсы: охрану недр, почв, вод, но не природу! Показательно, что термин «охрана природы» постепенно оказался вытесненным термином «охрана окружающей среды», а по смыслу «охрана окружающей человека среды», служащей фоном для его деятельности.

Для решения экологических проблем необходимы новые формы экологического образования. «Опыт убеждает, что лозунги, лекции и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и сказать: «Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке»... Сознание формируется в процессе деятельности... Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания». Д.Н. Кавтарадзе подчеркивает, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней это воспитательная задача более трудная, чем разработка теоретических программ.

Г.Д. Гачев считает, что «на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и «окружающую среду», то есть утилитарно-эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки как к объекту... Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект».

Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.

Он считает, что необходимо развивать научное направление, которое можно обозначить как «экологическая психология и педагогика», специфическим предметом которой является изучение становления и развития психических состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, формирование установки на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. На основе таких данных может быть создана экологически ориентированная педагогика.

2. Решение проблем экологического воспитания в школьном курсе биологии

Педагогическая мысль высоко оценивает роль природы в формировании личности. Методологической основой формирования экологической культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение человека включает систему научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения в их не разрывной связи и взаимодействии.

Это позволяет человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни. Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Основной дисциплиной, формирующей экологическую направленность личности, была и остается биология. В современной системе образования создана обширная учебно-методическая литература по организации со школьниками наблюдений в природе, проведения экскурсий, постановки опытов в «зеленой лаборатории под открытым небом», в уголках живой природы и т.п. Уделяется место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их участию в общественно-полезном и производительном труде, в сельском хозяйстве.