Смекни!
smekni.com

Географическая среда: взаимодействие природы и общества (стр. 3 из 3)

Очевидно, таким образом, что, если говорить о будущем, то для построения единой теории взаимодействия общества и природы, для рационального управления этим взаимодействием существенно важна взаимодополнительность познавательных средств и подходов общественных, естественных и технических наук. Но не менее важно и то, что такая взаимодополнительность оказывается необходимой и при решении конкретных и неотложных экологических проблем.[4]


4. Разумное отношение человека к природе. Ноосфера

Концепция ноосферы у - это идея о роли разумной человеческой деятель­ности в природе. Сейчас при разработке теории взаимодействия общества и природы невозможно обойтись без плодотворной прогностической идее Вернадского о становлении ноосферы как про­цесса сознательного гуманистического преобра­зования человеком условий своего естественного природного окружения. В условиях обострения глобальных проблем современности, и особенно, экологической ситуации, многие исследователи - представители естественных и гуманитарных на­ук - для осмысления этих сложных процессов об­ращаются к наследию Вернадского, пытаясь найти у основоположника материалистической концепции ноосферы ответы на проблемы о месте человека в природе и биосфере, о будущем био­сферы и взаимодействия общества и природы о судьбах мировой цивилизации и человечества в целом. Сам Вернадский, работавший на протяже­нии многих десятилетий над этой проблемой, не оставил обобщающей работы о ноосфере. В своих работах он поставил проблему, развил, углубил и создал ее фундамент, однако ученый не был удовлетворен достигнутыми результатами в ис­следовании этой темы.

Основной его труд, посвященный проблеме ноосферы, - "научная мысль как планетарное яв­ление" - не был опубликован при жизни автора. Вернадский делает попытку увязать естественно - научную теорию геохимической миграции веще­ства и энергии с развитием общества, то есть найти момент перехода биосферы (вследствие ко­личественных изменений, вносимых в нее челове­ком) в качественно новое состояние - ноосферу.

Начав научную деятельность как кристал­лограф и минералог, Вернадский заинтересовался проблемой миграции химических элементов, а затем и энергии в природе. Эта проблема была подвергнута им всестороннему анализу - от ми­грации элементов атомных частиц до "вселенского", космического обмена вещества и энергии. В результате были выявлены различные факторы миграции химических элементов: роль физических процессов, влияние жизни и "живого вещества" (совокупности живых организмов) на формирование биогеосферы и обратного воздей­ствия природной среды на живые организмы, на­конец, место и роль социальной жизнедеятельно­сти в этом процессе, то есть специфика измене­ния биогеохимической миграции вещества и энергии под воздействием человеческой деятель­ности. Осуществления таких разносторонних и глубоких исследований требовало выхода за рамки эмпирического материала и методологии естественных наук, обращения к гуманитарным наукам и перехода к философским обобщениям. Научная значимость учения Вернадского о ноо­сфере состоит в том, что он как естествоиспыта­тель, исследуя геохимические процессы миграции вещества и энергии в природе, выявил геологиче­скую роль жизни, живого вещества в планетар­ных процессах, в становлении и последующем поддержании динамического равновесия биосфе­ры - продукта жизнедеятельности и среды суще­ствования живых существ. В этом живом вещест­ве он выделил человека как планетарную силу, изменяющую естественные биогеохимические процессы планеты, способную перестроить со­гласно своим представлениям складывавшиеся на протяжении многих геологических эпох естест­венные циклы миграции вещества и энергии и изменять таким образом биосферу Земли.

В основании концепции ноосферы Вернад­ским положены идеи об объективном процессе преобразования человеком природы "в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого", ибо ноосфера понималась им как окру­жающая человека среда, природное явление, но­вое состояние биосферы, а созидание ее - как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразование природы.

Трудность для Вернадского как натурали­ста и естествоиспытателя состояла в том, что исследуя влияние человека, общества на природу, он столкнулся с качественно отличной от всех иных форм движения материи реальностью, под­чиненнойсвоим специфическим законам, собст­венное развитие и взаимодействие которой с природой не могут быть отождествлены или ре­дуцированы к биологической форме движения материи или физическим и химическим законо­мерностям, присущим живой и тем более неживой природе.

Ноосфера, согласно Вернадскому - это пре­образованная в интересах человека природа, рав­новесное состояние которой поддерживается це­ленаправленной деятельностью обобществивше­гося человечества. Очеловеченная природа появ­ляется вместе с человеком, когда он был еще не в состоянии регулировать протекание глобальных процессов природы. Ноосфера же - сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Она включает постоянное проявление ес­тественных процессов природы, но это управляе­мая человеком природная среда его существова­ния. Поскольку такое состояние еще не достиг­нуто, то преждевременно современный этап из­менения биосферы называть ноосферой.

Действительно, современное человечество еще не преодолело опасности возникновения раз­рушительных войн, расхищения ресурсов биосфе­ры, загрязнения природной среды, и т.п. Однако современное состояние взаимодействия общества с природой не может быть причиной сомнений в возможности создания ноосферы.

Концепция ноосферы обедняется и тогда, когда ее становление связывается только с фак­том превращения человека в геологическую силу способную принципиально изменить естествен­ную миграцию химических элементов на планете. Этого, если следовать Вернадскому, не доста­точно для становления ноосферы. "Геохимическая активность человека проявляется не прямо и не непосредственно, то есть не как чисто биологический процесс, но неизбежно опосредована складывающимися между людьми сложными социальными отношениями". Чтобы материально техническая деятельность по изме­нению природной среды не приняла угрожающую форму экологического кризиса, она необходимо должна сопровождаться коренными социальными изменениями. Без таких социальных изменений не может быть осуществлен рациональный обмен веществ с природой в интересах всех людей. Ноо­сфера не совместима с антропогенной деграда­цией природной среды. Поэтому "одним из пер­вых признаков создания ноосферы будет ликви­дация опасности глобального экологического кризиса".

Другая крайность - попытка связать ноо­сферу с сугубо социальными переменами. При этом из поля зрения выпадают научные и матери­ально технические факторы обеспечения измене­ния способа воздействия общества на природу, позволяющие управлять необходимым для под­держания биогенных констант процессом биогео­химической миграции вещества и энергии.

Заключение

Взаимодействие человечества и природы – это сложный процесс, в котором стороны должны стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству. Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы.

Современное общество еще не преодолело опасности возникновения раз­рушительных войн, расхищения ресурсов биосфе­ры, загрязнения природной среды.

Экологические задачи – как позитивные (прогноз и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) – требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных областях науки и техники становится жизненной потребностью.

Гуманист Вернадский видел, что для осуще­ствления перехода биосферы в ноосферу созданы реальные объективные предпосылки: произошла величайшая научная революция, открывшая путь для безграничного увеличения материальных и духовных сил человечества, начался процесс эко­номического и социального объединения челове­чества в единую мировую ассоциацию. Эти пред­посылки должны стать той стихийно создавав­шейся на протяжении многих тысяч лет основой, на достижениях которой человек только теперь может сознательно воплощать в жизнь свою идею о преобразовании биосферы в ноосферу, подчи­нить своей воле и разуму процессы миграции ве­щества и энергии и общественных трансформа­ций для обеспечения своего беспредельного про­грессивного развития.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.[5]


Список использованной литературы:

  1. Взаимодействие общества и природы. Сборник ста­тей / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1996 г.
  2. Горелов А.А. Человек - гармония - природа. М., 1990 г.
  3. Марков Ю.Г. Социальная экология. Новоси­бирск, 1986 г.
  4. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. т.42. М., 1987 г.
  5. Олейников Ю.В. Экологические альтерна­тивы НТР. М., 1987 г.

[1] Горелов А.А. Человек - гармония - природа. М., 1990 г. С. 23-26

[2] Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42. С. 92

[3] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т. 20, с.496

[4] Взаимодействие общества и природы. Сборник ста­тей / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1996 г. С. 48-50

[5] Горелов А.А. Человек - гармония - природа. М., 1990 г. С. 67