Смекни!
smekni.com

Субъекты авторского права и их права (стр. 3 из 5)

10) сдачу в имущественный найм и (или) коммерческий прокат после первой продажи, отчуждения другим способом оригинала или экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных в фонограмме или видеограмме либо в форме, которую считывает компьютер;

11) импорт экземпляров произведений.,

Этот перечень прав, как определено в Законе об авторском праве, не является исчерпывающим. В пункте 5 ст.15 данного Закона установлено также, что автор имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое, кроме определенных этим Законом случаев, в том числе несанкционированное использование произведения.

Схема способов использования произведения автором приведена на рис. 2.

Рис.2

Автор может передать всеили часть принадлежащих ему согласно ст.15 Закона об авторском праве имущественных прав:

а) навсегда и на любой территории;

б) на определенный срок и (или) на определенной территории.

Передача авторских и имущественных прав «навсегда» по правовому содержанию аналогична продаже, поэтому в этом случае говорят об отчуждении имущественных прав. Во втором случае говорят о предоставлении лицензии или о передаче имущественных прав на использование произведения без отчуждения.


Отчуждение имущественных прав

Передача имущественных прав автора осуществляется путем заключения авторского договора (часть первая п. 1 ст.31 Закона об авторском праве). Имущественные права, отчуждаемые автором, должны быть определены в договоре. Имущественные права, не определенные в договоре, считаются непереданными (часть вторая п.1 ст.31 Закона об авторском праве).

Передача права на использование произведения

Передача права на использование произведения осуществляется на определенный срок, по окончании которого все переданные права возвращаются автору. Автор может ограничить права на использование произведения определенным местом (территорией) или не делать такого ограничения.

Автор может передать право на использование произведения всеми известными способами или каким-либо одним способом (п.1 ст.32 Закона об авторском праве).

При этом, передавая право на использование произведения:

- на срок;

- на определенной территории;

- определенным способом (или любыми способами),

автор может передать другому лицу (п.2 ст.32 Закона об авторском праве):

а) исключительное право на использование произведения;

б) неисключительное право на использование произведения.

Передача исключительного права означает, что право на использование произведения определенным способом и в определенных пределах получает только одно лицо. При этом за автором сохраняются только те права, которые не передаются (п.3 ст.32 Закона об авторском праве).

Передача неисключительного права означает, что за автором сохраняется право на использование произведения и передачу неисключительного права другим лицам (п.4 ст.32 Закона об авторском праве).

Права авторов «служебных произведений»

Служебным считается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или трудового договора (контракта) между автором и работодателем (ст.1 Закона об авторском праве). Трудовой договор, согласно ст.24 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины, заключается, как правило, в письменной форме. Если в тексте договора прямо предусмотрено, что автор должен создавать произведения научного, литературного и художественного характера, то созданные им произведения должны быть отнесены к служебным. На практике трудовые договоры, кроме контрактов с руководителем предприятия, редко заключаются в письменной форме. В этом случае об обязанностях работника можно судить по должностной (рабочей) инструкции. Для признания произведения служебным обязанности по их созданию должны быть предусмотрены инструкцией. Для работников творческих профессий, работающих на условиях трудового договора (научный сотрудник, конструктор, преподаватель, программист, дизайнер, художник, журналист, переводчик), должностными инструкциями обычно предусматривается создание следующих видов произведений: компьютерных программ, научных отчетов, заказов, картин, чертежей, статей, переводов. Произведения, создание которых не предусмотрено трудовым договором (должностной инструкцией), не могут быть отнесены к служебным. Обязанность создавать некоторые виды письменных произведений — докладов, обзоров, баз данных, бизнес-процессов, инвестиционных и других проектов, графиков работ, положений, инструкций — обычно предусматривается в должностных инструкциях административно-управленческих работников: начальников подразделений, экономистов, бухгалтеров, юристов, администраторов, маркетологов и др.

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок признания авторских прав в случае создания произведения в связи с выполнением трудового договора.

Согласно ч.1 ст. 429 ГК Украины личные неимущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный в связи с выполнением трудового договора, принадлежат работнику, создавшему этот объект. В случаях, предусмотренных законом, отдельные личные неимущественные права интеллектуальной собственности на такой объект могут принадлежать юридическому или физическому лицу, где или у которого работает работник.

Имущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный в связи с выполнением трудового договора, принадлежат работнику, создавшему этот объект, и юридическому или физическому лицу, где или у которого он работает, совместно, если иное не установлено договором (ч.2 ст.429 ГК Украины).

В соответствии с ч.3 ст.429 ГК Украины особенности осуществления имущественных прав интеллектуальной собственности на объект, созданный в связи с выполнением трудового договора, могут быть установлены законом. Одним из таких законов является Закон об авторском праве. Согласно п. 2 ст. 16 данного Закона «исключительное имущественное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором (контрактом) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем».

Определить, входило или не входило создание произведения в обязанности работника, можно только на основании анализа текста трудового или гражданско-правового договора. Для этого нужно, чтобы трудовой договор был заключен в письменной форме, что в настоящее время является большой редкостью. Об объеме служебных обязанностей работника можно также судить на основании должностной инструкции работника, утвержденной руководителем предприятия и доведенной до сведения работника. При этом интересы работодателя состоят в том, чтобы с работником заключить именно авторский договор отчуждения имущественных прав на произведение. Это позволит сократить налоговую нагрузку на денежные выплаты работнику за счет увеличения в его доходах доли авторского вознаграждения и сокращения доли заработной платы, о чем более подробно мы расскажем в дальнейшем, а также избавит работодателя от возможных споров с автором и доказывания своих прав на «служебное произведение». Поэтому мы считаем, что в трудовом договоре с работником, осуществляющим творческую деятельность, или в приказе о приеме его на работу следует оговорить, что имущественные права на все произведения, которые будут созданы работником как в порядке выполнения служебных заданий, так и по личной инициативе, принадлежат работнику.

Таким образом, при создании служебного произведения возможны три ситуации:

1. Произведение создано в порядке выполнения служебного задания, что вытекает из должностной инструкции (трудового договора), и права работника на создание в порядке выполнения служебных обязанностей произведения трудовым договором не предусмотрены;

2. Произведение создано работником в порядке выполнения служебного задания, при этом трудовым договором, заключенным в письменной форме, установлен объем прав работника и работодателя;

3. В должностные обязанности работника не входит создание произведения либо это прямо не вытекает из должностной инструкции.

В первом случае все имущественные права принадлежат работодателю — и это неоспоримо. Во втором случае авторские права могут принадлежать как работнику, так и работодателю или распределяться между ними, то есть работодателю может принадлежать только часть прав, например, право использования произведения в своей хозяйственной деятельности. Третий случай наиболее распространен. Должностная инструкция либо вовсе отсутствует, либо составлена таким образом, что работодатель не может доказать, что данное произведение является «служебным». Это значит, что имущественные права, равно как и неимущественные, принадлежат работнику и работодатель не имеет права использовать такое произведение. За что же в таком случае работодатель платит творческому работнику заработную плату? Ответ один — за свою глупость, за незнание авторского права. Правда, эта ситуация может быть следствием не глупости работодателя, а наоборот, способом экономии на начислениях на заработную плату. Дело в том, что плата за отчуждение имущественных авторских прав или вознаграждение за право их использования не облагается взносами (сборами) на пенсионное и социальное страхование. Следовательно, и работодателю, и работнику может быть выгодна «дополнительная к зарплате» выплата работнику авторского вознаграждения. Подробнее об этом мы расскажем ниже.

Автоматический переход имущественных прав к работодателю лишает автора возможности передать эти права другим лицам, но лишает его (автора) права на справедливое вознаграждение. Согласно п.3 ст.16 Закона об авторском праве лицам, создавшим служебные произведения, может быть выплачено авторское вознаграждение как за создание, так и за использование произведения, размер которого устанавливается трудовым договором или гражданско-правовым договором. Очевидно, что такое вознаграждение является формой оплаты труда и подлежит обложению взносами (сборами) на пенсионное и социальное страхование.