Смекни!
smekni.com

Экологическое право (стр. 3 из 4)

Региональными экологическими услугами можно считать отдельные мероприятия, реализация которых сказывается на состоянии окружающей среды в пределах одного региона, нескольких государств, отдельных компонентов окружающей среды. Например, это разведение и выпуск в Каспийское море миллионов мальков осетровых, осуществляемые Россией — единственной из государств, добывающих осетров в Каспии.

Российское законодательство довольно часто употребляет термин «услуги природоохранного назначения». В узком смысле это проведение работ, предназначенных только и исключительно для достижения цели охраны окружающей среды и оказываемых на возмездной основе в самых различных сферах природопользования, народного хозяйства и иной социальной, экономической, правовой деятельности.

Экоаудит — разновидность экологических услуг. Это вид деятельности, заключающийся в анализе соответствия деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта нормативно-методическим, инструктивным и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В последнее время делаются попытки «перевода» некоторых объектов, традиционно охраняемых теми или иными отраслями права, в число объектов экологического права. Так, в Законе Республики Башкортостан «О домашних животных» от 28 марта 1997 г. вводятся понятия: животные, т.е. все представители зоологического подтипа позвоночных животных, а также беспозвоночные, обладающие развитой нервной системой, способные испытывать чувство боли; домашние животные — т. е. зоологические виды, кроме животных, оставленных без попечения, в том числе бродячих, одичавших; экзотические животные — представители нехарактерных и непривычных для местных условий видов животных, содержание которых представляет особую сложность; дикие животные в неволе — т. е. особи, изъятые из естественных для них условий и содержащиеся человеком в условиях ограниченной свободы; синантропные животные — животные, не содержащиеся человеком, но обитающие в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; лабораторные животные — предназначенные для проведения экспериментов или демонстраций.

Примеры, свидетельствующие об общих тенденциях расширения круга объектов экологического права, можно продолжить, но понятно, что они могут порождать и новые виды деятельности, ранее не существовавшие (или не привлекавшие внимания) явления, процессы, свойства чего-либо, наконец, могут объединять и обобщать частные признаки и объекты, укрупняя их, или, наоборот, разбивать их на ряд более мелких единиц, нуждающихся и специальном правовом регулировании.


2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм, устанавливающих требования в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, всем своим содержанием предназначено для:

1) граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее (все граждане страны, каждый человек может настаивать на применении норм экологического законодательства);

2) физических лиц, принимающих и реализующих определенные экологически значимые решения, совершающих акты экологического поведения;

3) юридических лиц как коллективного субъекта, принимающего и реализующего экологически значимые решения и действия, несущего ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения. Понятно, что такие решения и действия осуществляются поведением физических лиц, но, как известно, в ряде случаев нужно принимать во внимание именно специфику статуса и поведения коллективного субъекта эколого-правовых отношений. Именно юридическим лицам в первую очередь адресованы требования законодательства об охране окружающей среды. Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. По общему правилу юридические лица становятся участниками данных правоотношений с момента предоставления им в собственность или пользование природных ресурсов, т. е. возникновения у них прав на природные ресурсы, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности;

4) лиц, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные (предполагается, что правовые нормы тем самым программируют их действия);

5) правоприменителей (следователей, прокуроров, судей и должностных лиц, наделенных правом применения административных санкций), т. е. для лиц, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.;

6) лиц (индивидуально или коллективно), осуществляющих право- и нормотворчество.

Несомненно, каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве. Степень его освоения и, главное, реакция на него, отношение к закону, использование его положений практически являются и должны быть различными.

Граждане — не специалисты в области экологического права, не обладающие специализированными обязанностями и функциями в сфере экологического законодательства, могут иметь общее представление о нем. Кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ — «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» — и выполнения отдельных требований они не должны совершать каких-либо дополнительных действий.

В то же время граждане, как в индивидуальном порядке, так и коллективно, в том числе объединения граждан, имеют право инициировать проведение общественной экологической экспертизы, обращаться, например, в суд с иском о защите своих экологических прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности, в прокуратуру с заявлениями, жалобами, письмами, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства.

К числу таких сведений относится информация о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинить ущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступлений отдельными гражданами, а также о нарушениях экологических прав человека. Направленная информация подлежит обязательной проверке, в результате которой либо возбуждается уголовное дело (или административное производство, осуществляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный и мотивированный отказ на заявление, жалобу или иное обращение, либо разъясняются порядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядке гражданского судопроизводства).

В настоящее время создана законодательная база для защиты гражданами Российской Федерации своих конституционных экологических прав. Предусмотрена судебная защита прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), в том числе установленных ст. 42 Конституции РФ (право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением); сформирован правовой механизм обжалования действий и решений органов государственной власти и управления, должностных лиц, издающих нормативно-правовые и правоприменительные акты, а также совершающих иные действия, если своей деятельностью они нарушают экологические права граждан, вплоть до рассмотрения вопроса Конституционным Судом РФ. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с дополнениями от 14 декабря 1995 г. устанавливает возможность обжалования действий и решений всех государственных служащих, а не только должностных лиц, а также бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, должностных лиц, государственных служащих и других субъектов. Значителен объем правовых актов, обеспечивающих защиту прав граждан на получение экологической информации.

Таким образом, в настоящее время наряду с другими правовыми средствами и механизмами существуют реальные методы защиты прав и интересов граждан. Именно поэтому они являются наиболее представительной группой адресатов экологического законодательства.

Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. Это влечет необходимость организационного обеспечения самой возможности знать закон, реализации правовой презумпции знания закона. Соответственно содержание норм обэкологических требованиях для этой группы адресатов экологического права должно быть представлено в виде управленческой, технологической информации.

Юридические лица, в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства (ныне в случае нарушения ими этих требований они могут быть привлечены не только к гражданско-правовой, но и к административной ответственности).

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В первую очередь это работники специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительных инспекций, природоохранительных служб предприятий и организаций и др. Специфическую группу составляют представители средств массовой информации.