Смекни!
smekni.com

Экология и религия (стр. 2 из 9)

Итак, из поклонения Аполлону выросла урбанизация, а поклонники его превратились в урбанистов. Продвижение идей Покровителя Муз (поэзия, пение, музыка) привело к фашизму и коммунизму! Вот и любуйся после этого им в Луврах-Эрмитажах.

Рядом с Аполлоном стоит Дионис. Вроде друзья (и братья по отцу), а на самом деле – непримиримые враги. Дионис (Вакх) – бог виноградарства и виноделия. Всегда окружен вакханками, нимфами и козлоногими сатирами. Нимфы – богини, олицетворяющие животворные силы природы. Все они и водные (наяды), и горные (ореады), и лесные (дриады) и морские (нереиды) склонны к безудержному блуду. Сатиры – лесные божества, демоны плодородия, пьяницы, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы, тело покрыто шерстью, иногда с хвостом и копытами. Похотливы и сладострастны. Трахают, все, что движется. То же – так себе компашка. Зато – дети природы. Последователи поклонников Диониса – киники (циники) - провозгласили идеал безграничной духовной свободы индивида. Презирают все социальные институты, обычаи, установления культуры. Наиболее известный из них афинский философ Диоген - ярый противник Платона. Себя зовет собакой. «Диоген-собака так называемым эллинам желает погибели» – зачин одного из посланий афинянам. (Хорош сторонник Свободы! Себе – безграничная духовная вольница, а другим – погибель?!!) Провозглашает сохранение только тех человеческих потребностей, которые продиктованы самой природой. (Первый экологист!) Практикует крайний аскетизм, называет себя гражданином мира (космополитом), живет в бочке. Что еще надо? Понятно теперь, кто прародитель современных экологов? Если бы собственное говно жрал – полным идеалом был бы.

Дальше последует гибель Возрождения, возникновение эскапизма, т.е. бегства от цивилизации на лоно природы, как путь духовно возрождения. И вот на пороге стоит культура предромантизма (Д.Дефо, Ж.-Ж.Руссо), а затем и высокого романтизма 18 в. А ныне – зеленые, зеленые, зеленые

И каков же итог развития древних идей за из трех тысячелетнюю историю? К чему, в конце концов, привело поклонение Аполлону и Дионису? Греческая мифология, при всем разнообразии богов, была единой. Затем она стала распадаться. Причем на Западе распад шел гораздо быстрее, чем на Востоке. Процесс шел в области духа, но реализовался в экономике. Восточные страны отстали по технологическим меркам, но в большей степени сохранили природную среду обитания при более высоких показателях демографического роста. К. Маркс утверждал: сначала экономика, потом верованья и духовность. Сначала – материальное, затем – духовное. Как бы ни так! Все с точностью до наоборот! Сначала одни верят в Аполлона, другие – в Диониса. Затем первые оказываются жителями мегаполисов, технократами, апологетами золотого тельца. А вторые – пейзанами, любителями природы, апологетами первобытной жизни. В итоге одни строят индустриальное общество, другие – резервации.

Но что странно – хоть бы кто сослался на своих прародителей: Аполлона и Диониса!

Когда рассматриваешь историю развития этих культов, то становится как-то противно и от одного, и от другого. А нет ли у греков-римлян другого божества, более приятного во всех отношениях, с более синтетическим мировоззрением, способного как-то преодолеть идеологическую пропасть между технократами и экологами, между духом и экономикой, между Востоком и Западом? Оно есть! Это - Артемида (Диана). С ней, как со всякой дамой, сложнее, чем с мужиками. Как и ее брат-близнец - Аполлон, она с луком и стрелами. На голове – полумесяц. Это понятно – положено, как богине луны. С трудом, но можно объяснить, как это она одновременно и охотница (т.е. истребляет все живое, в стиле свое братца) и покровительница животных (т.е. активный эколог, борец за сохранение биоразнообразия). У нас, например, именно охотники разводят диких животных. То, что она – покровительница рожениц, то же как-то понять можно. Ведь, после появления на свет близнецов, Гера, ревнивая жена Зевса, начала активно преследовать Лето и, в конце концов, запретила всякой земной тверди давать ей приют. Поэтому теперь Лето находит пристанище лишь на время родов на плавучем острове Делос. Вот дочке и пришлось стать покровительницей рожениц, чтобы с мамой встречаться. Но как можно одновременно быть и покровительницей женского целомудрия и покровительницей рожениц?! Что-нибудь одно: или ты целомудренна и мужиков на пушечный выстрел к себе не подпускаешь, или подпускаешь, ложишься с ними в постель, а затем спокойно рожаешь. А вот, чтобы одновременно. Женская логика, нам не понять!

Культ ее, посеянный на почве христианского романтизма (Гете, Вл.Соловьев) привел к понятию возвышающего нас «вечно женственного», как дополнительное к трем ипостасям Бога. Четвертая ипостась – женское начало олицетворяет природу, ее плодотворное начало. Наша надежда...

Но возвратимся к заявке Брехта. Кто и кого должен научить мыслить? Зачем нам размышлять? Не лучше ли просто любоваться скульптурами Аполлона, Диониса, Артемиды, и не забивать себе голову, кто из них друг, а кто враг экологии? И кто – Спаситель?

СТРАТЕГИЯ НИОБЫ-ЛЕТО

В мифах, особенно в древних, многовековых ничего не бывает случайным, все что-то как-то символизирует. Но расшифровать это трудно, по крайней мере – простому человеку. Возьмем, например, отношения в семействе Зевса. Как их понимать?

Зевс постоянно блудит на стороне, причем в нестандартном виде. Зачем и почему именно так? Зачем ему приспичило, идучи на свидание, принимать облик золотого дождя, быка, лебедя или орла? Дамский угодник с фантазией? Предположим! А зачем тогда он Афину – богиню войны, победы и мудрости – родил сам, из головы. В полном вооружении к тому же (в шлеме и панцире). Создание мудрости – не бабье дело?

Почему ревнивая и всемогущая Гера постоянно опаздывает? Ей все время приходится преследовать Зевсовых любовниц, любовников и детей. Не проще бы было заняться профилактикой: больше уделять внимания мужу, чтоб у него не было ни сил, ни настроения бегать на сторону? Если ты – Богиня, и все знаешь наперед, то почему не поражаешь соперницу до грехопадения или во время него? Что нам хотели сказать составители мифов? Что стихийное бедствие предотвратить нельзя, и наш удел – расхлебывать последствия?

Вот близнецы от Лето: Аполлон и Артемида. То они дружно сражаются со своими внучатыми племянниками (детьми Ниобы), то их пути расходятся и пока один утверждает, духовное, идеальное, поэтически - музыкальное, другая – нечто природоохранное, увлекаясь при этом охотой и не забывая призывать дам к целомудрию (с последующим родовспоможением). Все же сходство брата с сестрой как-то прослеживается. А вот Аполлон с Дионисом – явные враги. Почему такие яростные? Нет ли тут какой-либо гомосексуальной любви и ревности, учитывая Аполлоновы наклонности? И не мечтают ли теперь технократы об однополой любви к экологам?!

А что сделали с другим братом по отцу – Танталом и его дочкой? Тантал – тоже сын Зевса, фригийский царь. От всей души попытался он угостить богов мясом своего сына Пелопса, собственноручно им убитого (их нравы!). Тем не понравилось. Казалось бы – не хочешь, не ешь. Но нет: наказали и как? Обрекли на вечные муки голода и жажды («муки Тантала»). Поставили в преисподней по горло в воде. Прямо под деревьями со спелыми плодами. Но голод он утолить не может, т.к. вода уходит из-под его губ, а плоды поднимаются на недосягаемую высоту. За что?!! Вы думаете, Пелопс, которого чуть не съели, погиб? Нет! Боги оживили его. Он женился на дочери царя Элиды, унаследовал власть, потом распространил ее на всю Южную Грецию, назвав ее в честь себя Пелопоннес. Так что все устроилось. За что же муки?

А с дочкой его (внучкой Зевса) как поступили? Ниоба – дочь Тантала, жена фиванского царя Амфиона. Родила 20 детей и, естественно, этим гордилась. Однажды, посмеялась над Лето, у которой было только двое детей (Аполлон и Артемида). Более того, запретила фиванским женщинам приносить Лето жертвы. Это конечно нехорошо, тем более, что Лето саму Гера гоняет в хвост и гриву. Казалось бы, если тебя преследуют, и ты понимаешь, как это не хорошо, ты должна быть снисходительна. Не тут-то было. Дети Лето убили своими стрелами всех детей Ниобы, при этом Ниоба окаменела от горя, и лишь глаза ее истощают слезы. И что интересно, нельзя сказать, чтобы Артемида так уж дружила с Аполлоном, а тут – на тебе – в первых рядах. Прямо как Марс какой-то. Охоту с войной перепутала? Если ты рожениц пекаешь, то зачем внучатых племянников изводишь?!

Но пример этот иллюстрирует один экологический закон. Адаптационная стратегия Ниобы – высокая продуктивность при низкой конкурентоспособности и высоком уровне смертности – свойственна ранним стадиям приспособления, когда быстро растущая популяция истощает пищевые ресурсы, что ведет затем к резкому снижению численности. Процесс приобретает волновой характер, типичной для взаимодействий с отрицательной обратной связью. Подрывая основы собственного существования, популяция снова и снова проходит через «горлышко бутылки». При этом неизбежна утрата генов за счет дрейфа и, следовательно, нарушение харди-вейнберговского равновесия частот генов и генотипов. Хотя такая популяция может существовать неопределенно долгое время, благодаря высокому репродуктивному потенциалу, позволяющему быстро восстанавливать численность, ее адаптивная стратегия может быть определена как высокоэнтропийная и, следовательно, примитивная.