Смекни!
smekni.com

Методы очистки сточных вод (стр. 2 из 2)

Время начала эксплуатации новой лагуны март-апрель. Лагуну следует заполнять водой наполовину и первые два месяца загру­жать на четверть проектной мощности, а в последующие шесть месяцев — до номинальной. Необходимо ежегодно измерять тол­щину осадка: быстрое его наслоение свидетельствует о неправиль­ной эксплуатации системы.

Широкое применение нашли биологические пруды следую­щих типов: для полной очистки жидких стоков стоков; для доочистки стоков, предварительно прошедших биологическую об­работку; рыбоводные. Пруд рыбоводного типа, эксплуатирующийся в опытном хозяйстве ВИЖ Московской области, представлен на рис. 2.

Жидкие отходы из рыбоперерабатывающего комплекса по самотечному коллектору по­ступает в приемный резервуар, а из него перекачивается в разде­лительную установку (2). Твердую фракцию складируют на пло­щадке для биотермического обеззараживания (3) и используют в качестве органического удобрения.

Жидкую фракцию направляют в отстойник (4) для отстаивания и осветления. Осадок из отстой­ника обезвоживают с помощью центрифуги и также складируют на площадке для биотермического обеззараживания (3). Осветлен­ные стоки из отстойника и фугат с центрифуг направляют в ка­рантинные емкости для выдержки в течение недели.

После этого стоки поступают в цепь биологической очистки, состоящую из каскада прудов разного назначения (табл. 2).

В пруде-накопителе (7) осветленные стоки выдерживаются независимо от времени года; здесь осуществляется анаэробное сбра­живание органических веществ стоков микроорганизмами. Из пру­да-накопителя частично минерализованные стоки поступают в во­дорослевый пруд (8), который обеспечивает утилизацию фитоплан­ктоном биогенных элементов органического вещества. За счет фотосинтетической реаэрекции происходит обогащение стоков кислородом, что приводит к распаду органического вещества, ос­вобождению биогенных элементов и накоплению планктонных во­дорослей.

В рачковом пруду (9) из-за наличия богатого питатель­ного субстрата происходит массовое развитие ветвистоусых и вес­лоногих рачков, червей и личинок насекомых. Далее из рачкового пруда стоки, содержащие зообиомассу и биомассу фитопланкто­на, поступают в рыбоводный пруд (10), обеспечивающий благо­приятные условия для развития сеголеток карпа. Очищенные в рыболовно-биологических прудах стоки поступают в пруд очищен­ной воды (11), вода из которых используется для орошения полей. Но и такая система не обеспечивает полного освобождения от па­тогенных микроорганизмов.

Чтобы снизить зловоние в зоне рыбоперерабатывающего комплекса и создать более благоприятные условия для обслуживающего в Голландии была разработана система комби­нации анаэробных и окислительных каналов.

При этом окисли­тельные ямы размещали под производственными помещениями помещениями (а иногда для предохранения их от воздействия низких температур и в самом помещении). Эти ямы перед началом эксплуатации за­полняются водой до определенной глубины и постоянно аэриру­ют с помощью вентиляционной установки. Это заставляет содер­жимое ямы быть в постоянном движении, что приводит к образо­ванию пены. Чтобы не допустить протекания анаэробного процесса с образованием гнилостных газов и сероводорода аэрацию необ­ходимо поддерживать в течение всего времени обработки. Конструктивное выполнение окислительных каналов и ям разнообразно.

Окислительные каналы конструкции ВНИИМЖ наиболее ком­пактны и состоят из двух ступеней циркуляции. Это два замкнутых канала, расположенные один внутри другого и имеют глубину до 1,5 м. Поперечное сечение канала — трапеция с верхним основа­нием 5,5 м и нижним — 3 м. В центральной продольной части каж­дого канала установлено по два роторных аэратора: вращающийся ротор первого аэратора захватывает лопастями воздух и подает его в жидкость, а второй, прогоняя по каналу жидкость, перемеши­вает ее с этим воздухом.

Сточные воды одновременно подается во внутренний канал, перемешивается с воздухом и находящимся в канале активным илом. В результате за время движения по каналу СВ обрабатывается илом и после этого удаляется из верхних слоев самотеком или насосом.

2. Международная стандартизация в области экологического менеджмента

B 1995 г. Европейским Союзом был принят пакет документов по экологическому менеджменту и экологическому аудированию, открывший новую серию стандартов ISO 14000 при сохранении преемственности с применявшимися ранее сериями. На базе стандартов ISO 14000 в 1998 г. утверждены государственные стандарты России по экологическому менеджменту и эко-аудиту (ГОСТ Р ISO 14001-98; 14010-98; 14011-98; 14012-98).

В работе [3] отмечается, что наряду с этим эффективность управления в области охраны окружающей среды зависит не только от разработки соответствующего законодательства и его соблюдения, но и от управленческих решений руководства предприятий, предусматривающих установление ответственности работников, повышение их квалификации и активное участие в экологической деятельности предприятия, постоянный контроль, корректировку и совершенствование деятельности предприятия в области охраны окружающей среды. Такой подход к экологическому управлению соответствует стандарту ГОСТ Р ISO 14001, который устанавливает требования к созданию систем экологического менеджмента.

Переход на систему экологического менеджмента с последующей сертификацией по стандарту ГОСТ Р ISO 14001 представляет реальный путь улучшения не только экологического, но и экономического состояния предприятий.

Вместе с тем в нашей стране практически не получил развитие экологический аудит предприятий. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет лишь понятие экологический аудит. Из-за несовершенства нормативно-правовой базы, недостаточной государственной поддержки система экологического аудирования не реализуется в настоящее время ни в Российской Федерации в целом, ни в ее субъектах, хотя Госстандартом России утверждены требования к системам управления окружающей средой на предприятиях (ГОСТ Р ISO 14001) еще в 1998 году. Достаточно сказать, что соответствующие сертификаты в России имеют лишь около 30 предприятий.

В настоящее время на российском рынке действуют преимущественно зарубежные сертифицированные фирмы. Их деятельность не только снижает конкурентно способность российских сертификационных фирм, не имеющих финансовых возможностей проводить широкомасштабные рекламные кампании и обучение специалистов за рубежом (в отличие от зарубежных фирм, поддерживаемых различными программами технической помощи), но и создает угрозу национальной безопасности, поскольку сертифицированные процессы предусматривают рассмотрение всего жизненного цикла продукции – от источника сырья до выхода готовой продукции на рынок.

Если не изменить эту ситуацию сейчас, в дальнейшем иностранные компании будут укрепляться и по многим направлениям, так как в международной практике на основе стандартов ISO началась интеграция практически всех подсистем управления предприятием: управления качеством, окружающей средой, безопасностью, персоналом, финансами, информацией. Между тем международный опыт свидетельствует об экологической эффективности добровольных методов совершенствования систем управления окружающей средой в организациях.

Развитие сертификации этих систем на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ISO 14001 на российских предприятиях должно внести значительный вклад в комплексное решение экологических проблем, накопившихся в настоящее время на территории Российской Федерации. Такая сертификация особенно актуальна для российских предприятий-экспортеров, учитывая перспективы вступления России в ВТО, а также декларацию Европейского Союза о намерениях допускать на рынок стран-членов ЕС только компании, сертифицированные по ГОСТ Р ISO 14000.

Для консолидации сил в решении данной проблемы необходима разработка национального плана действий, основой которого должно явиться развитие нормативной правовой базы по обеспечению внедрения систем управления окружающей средой на хозяйствующих субъектах.

В настоящее время действуют три группы стандартов и нормативных документов, направленных на внедрение основных принципов экологического менеджмента.

Первую группу образуют показатели критического уровня воздействия на человека и природные комплексы, выход за пределы которых по своим медико-биологическим (гигиеническим), социально-экономическим и экологическим последствиям современная наука считает абсолютно недопустимым.

Вторую группу природоохранных нормативов образуют показатели, определяющие порядок зонирования различных региональных образований.

Третья группа охватывает нормативы качества окружающей природной среды.

Четвертую группу образуют так называемые эмиссионные нормативы — нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и др. биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы.

Пятой разновидностью нормативов являются показатели, в которых фиксируются экологические требования к продукции. При этом данные нормативы (как и все предыдущие) устанавливаются с учетом системных требований к экологической безопасности. [3].

Заключение

В предлагаемом реферате рассмотрен один из самых широко применяемых методов очистки сточных вод – биологический на примере рыбоперерабатывающего комбината, а также вопросы международной стандартизации в области экологического менеджмента.

Введение системы единых международных экологических стандартов позволяет создание правовой базы, которая стимулировала бы компании осуществлять наилучший из возможных выбор системы природопользования и применять наилучшую из возможных технологий.

Литература

1. Правила охраны поверхностных вод (Основные положения). М., 1991.

2. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

3. Решение конференции «Проблемы нормативно-правового обеспечения внедрения современных систем экологического управления на предприятиях» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; 29 января 2004 года (По материалам ИНТЕРНЕТ).Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебник вузов. — СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 1999.— 488 с.