Смекни!
smekni.com

История и охрана деревьев Крыма (стр. 2 из 4)

Ежегодно десятки вековых деревьев на Южном берегу Крыма (преимущественно это экземпляры сосны крымской) уничтожаются пожарами. Каждый год горит вековой сосновый лес над Ялтой. В августе 2001 года несколько дней полыхал реликтовый лес из столетних экземпляров можжевельника и земляничного дерева на склонах горы Кастель у Алушты. В тот же год огонь уничтожил вековой можжевеловый лес на территории государственного заказника "мыс Айя". Чаще всего пожары происходят по халатности отдыхающих на природе людей: кто-то не тушит костер, кто-то кидает горящую сигарету. Среди некоторых крымчан упорно ходит версия о заказном поджоге крымских лесов со стороны конкурирующих в рекреационном отношении территорий. Все может быть, да только лесу от этого не легче:

Чтобы лучше понять современное состояние охраны вековых деревьев в Крыму, необходимо совершить небольшой экскурс в историю крымской природоохраны. Можно с уверенностью сказать, что начало охраны природы в Крыму приходится на рубеж XIX - XX веков. Тогда стали возникать общественные организации (Крымско-Кавказский горный клуб, общество естествоиспытателей и любителей природы и некоторые другие), члены которых одной из своих целей поставили охрану природы Крыма, в том числе и вековых деревьев.

Наибольшего же расцвета охрана природы в Крыму достигла во второй половине XX века, во времена Советской власти, когда не только общественность, но и само государство уделяло важное внимание природоохранному делу. Так, в тяжелые послевоенные годы, в сентябре 1947 года исполкомом Крымского областного Совета депутатов трудящихся было принято постановление "Об охране памятников природы". Этим постановлением было объявлено о заповедании 33 памятников природы Крыма. Восемь памятников из этого списка (25 %) составляли объекты, охрана которых была непосредственно связана с наличием на их территории вековых деревьев. Сюда входили "Роща Пицундской сосны и древовидного можжевельника на мысе Айя", "Роща древовидного можжевельника на мысе Мартьян:", "Водопад "Учан-су": и остатки векового соснового леса крымской сосны в урочище Пендикюль", "Скалы "Кошка" и "Крыло лебедя" с рощей древовидного можжевельника:", "Тысячелетний тис на яйле близ Ай-Петри с участком яйлы", "Роща Пицундской сосны около Судака", "Роща древовидного можжевельника и терпентина в урочище "Канака" между селами Рыбачье и Приветное", "Роща древовидного можжевельника и тиса в районе Семидворья". Виновные за порчу заповедных памятников привлекались к уголовной ответственности, а 50% взысканных с нарушителей суммы выдавалось лицу, обнаружившему нарушение. На наш взгляд, это очень существенное и действенное примечание, благодаря которому люди всегда были бдительны к нарушителям закона об охране природы. Сейчас явно не хватает такой практики.

В 60-70-е года прошлого века активно действовало Крымское областное отделение Общества охраны природы, значительная часть работы членов которого уделялась охране вековых деревьев. Многие члены Общества популизировали среди населения вопросы охраны старых деревьев, выступали в научной и периодической печати со статьями о вековых деревьях Крыма, в 1967 году была издана брошюра киевского профессора А. Л. Лыпы "Достопримечательные деревья Крыма".

По рекомендации Крымского Общества охраны природы в Симферополе были заповеданы два вековых дерева - экземпляр дуба черешчатого "Богатырь Тавриды" в Детском парке и "Пятиствольный каштан" по ул. Фрунзе, 30. Эти два дерева были объявлены памятниками природы местного значения решением облисполкома № 97 от 22.02.1972. Но, к сожалению, охранные обязательства на эти деревья оформлены очень скудно: нет ни выкопировки из плана землепользователя, нет описания режима содержания, а характеристика каждого из объектов умещается в одно предложение.

В 1995 году белогорский краевед В. Г. Килесса составил научное обоснование на заповедание многовекового экземпляра дуба черешчатого под названием "Суворовский дуб", находящегося на территории совхоза "Предгорье" в 200 метрах восточнее села Яблочного Криничненского сельсовета Белогорского района. Решением Верховного Совета АРК № 1170-1 от 21.05.1997 было объявлено о придании "Суворовскому дубу" статуса памятник природы местного значения с охраной зоной в 0,09 га. Ботанический памятник природы "Суворовский дуб" был создан с целью "сохранения уникального памятника природы, проведения научных исследований, расширения экологических знаний, поддержания общего экологического баланса в регионе".

На этом этапе заповедание отдельных достопримечательных деревьев в Крыму закончилось. В настоящее время в состав объектов природно-заповедного фонда АРК входит только три вышеупомянутых дерева. На 01.01.2001 года в Крыму существовало 55 памятников природы местного значения и из них лишь четыре ботанических объекта заповеданы благодаря своему многовековому возрасту (дуб "Богатырь Тавриды", "Суворовский дуб", "Пятиствольный каштан" и роща можжевельника высокого в районе Семидворья). В процентном соотношении это 7% от общего числа памятников природы (вспомните 25% в перечне памятников природы в 1944 году!).

Несколько попыток охраны уникальных деревьев Крыма было предпринято в последние годы со стороны некоторых общественных организаций полуострова. В 1997 году Ялтинский Эколого-натуралистический центр учащихся "Солярис", которым руководила географ И. К. Голубицкая, разработала программу "Деревья - долгожители Крыма". В результате работы в окрестностях Ялты было выявлено 50 деревьев в возрасте от 105 до 1000 лет. В этот список вошли 11 экземпляров можжевельника высокого, 16 сосен крымских, 1 дуб пушистый, 5 дубов скальных, 7 земляничников мелкоплодных, 4 фисташки туполистной, 2 секвои гигантской и по одному дереву липы сердцелистной, бука широколиственного, граба обыкновенного, миндаля горького и каштана конского. На каждое дерево был составлен паспорт, был разработан компьютерный банк данных. Многие из выявленных деревьев-долгожителей были включены в экскурсионный рассказ и показ на 24 эколого-историко-познавательных тропах, разработанных Ялтинским ЭНЦ. Совместно с Киевским эколого-культурным центром было составлено пять научных обоснований и рекомендаций к объявлению некоторых деревьев ботаническими памятниками природы местного значения (группа фисташки туполистной на г. Крестовая, каштан конский на даче Витта в Ялте, миндаль обыкновенный и липа мелколистная в Ореанде, граб обыкновенный в урочище Липовые скалы).

В последнее время выявлением и изучением достопримечательных крымских деревьев (особенно мемориальных и священных) начали заниматься члены Симферопольской городской молодежной общественной организации "Общество геоэкологов". Ими на основе литературных данных и экспедиционных исследований был собран значительный фактический материал по данной теме. Совместно с географическим факультетом Таврического национального университета им. В. И. Вернадского и Киевским ЭКЦ члены "Общества геоэкологов" подготовили научные обоснования на государственную охрану четырех ботанических объектов Крыма. Основываясь на важной природной и эколого-культурной ценности объектов, было предложено заповедать священную дубовую рощу караимов у Чуфут-кале, два вековых дуба в Симферополе. Кроме того, было предложено пересмотреть статус и усилить охрану священной вековой черешни на территории геологического заказника "Качинский каньон" и Пушкинского кипариса на территории парка-памятника садово-паркового искусства "Гурзуфский".

К сожалению, в Республиканском комитете экологии и природных ресурсов АРК к самой мысли о заповедании отдельных деревьев, чья ценность основывается на их историко-культурной и эколого-эстетической составляющей, отнеслись очень скептически и настороженно. Так, из уст некоторых ответственных работников комитета выскальзывают речи о "ненужности" увеличения ПЗФ региона за счет небольших локальных объектов. "Мы считаем, что совершенно нет необходимости брать под охрану точечные объекты - старые деревья, пещеры, и тем более родники", - заявляют там. По словам одного из сотрудников комитета в недалеком будущем "необходимо пересмотреть реестр ПЗФ и исключить некоторые объекты". В этот перечень, по его словам, должны попасть все охраняемые охраняемые отдельные деревья Крыма (а их всего 3 экземпляра), а так же пещеры, связанные с культовой и хозяйственной деятельностью древних жителей Крыма [16].

Как же можно отходить от охраны точечных объектов природы? Ведь каждый из них: родник, вековое дерево, пещера - конкретно существующая единица. Такой объект важен не только в качестве природной и научной ценности, он обладает важной эстетической и рекреационной составляющей. Часто историко-культурная ценность - главный довод охраны вековых деревьев. Это же относится и к оборудованным родникам, пещерам.
Скорее всего, такая позиция государственных чиновников от природоохраны объясняется очень просто. Сейчас перед всеми региональными комитетами по экологии Министерством экологии и ядерной безопасности Украины поставлена конкретная цель: увеличить количество заповедных территорий до 10% от общей площади региона. Чем быстрее, тем лучше. А мороки и бумажной волокиты с вопросом охраны одного дерева, столько же сколько с большой по площади горой или участком степи. Понятно, что чиновнику лучше заповедать равнинный участок на 500 гектар, чем территорию вокруг векового дерева на 0,5 га. Да вот только непонятно тогда, ради чего мы заповедуем природные объекты: ради количественного отчета или все же ради самой Природы?