Смекни!
smekni.com

Норильский никель (стр. 2 из 4)

Кольская горно-метал­лургическая компания весьма жестко регламен­тирует как сроки, так и результаты, которых на­мерена достичь в ходе реализации собственной экологической политики. Эти результаты впечатляют. В частности, выбросы диоксида серы на одном из комбинатов, «Печенганикеле», в бли­жайшие четыре года будут сокращены с нынеш­них 120 тыс. тонн до 12 тыс. тонн — фактичес­ки до уровня, который в 2,5 раза ниже (I) требу­емого по российским санитарным нормам. Выб­росы же пыли уменьшатся более чем на поря­док — с 6 тыс. тонн до 300 тонн.

Дым отчизны.

Эту задачу — сократить выбросы в атмос­феру загрязняющих веществ от цехов комби­ната «Печенганикель» (именно он расположен в непосредственной близости от северных об­ластей Норвегии, Финляндии и Швеции) — ком­пания унаследовала еще от «застойных» лет про­шлого века.

К середине девяностых годов на комбинате был осуществлен довольно большой объем природоохранных инвестиций, в основном из собственных средств. Благодаря предприня­тым мерам количество выбросов сократилось по сравнению с 1990 годом в 2 раза. Но малокто из специалистов не понимал: дальнейшее со­кращение может быть достигнуто только путем комплексной реконструкции «Печенганикеля». Именно, изменением принципиальной технологи­ческой схемы таких процессов, как обжиг и плавка— основных «загрязнителей» атмосферы.

Оптимальный вариант реконструкции комби­ната «Печенганикель» специалисты России, Нор­вегии и Швеции искали совместно. Объединен­ными усилиями были найдены наиболее эффек­тивные технические решения, обеспечивающие искомую цель — весомое сокращение выбро­сов. Ключевыми звеньями грядущей модерниза­ции было признано внедрение сразу двух но­вых технологий — обогащения руды и автоген­ной плавки.

Внедрение первой позволяет получать бога­тые, с содержанием никеля до 10%, концентра­ты и заменить традиционный обжиг медно-нике-левых окатышей их брикетированием. Исполь­зование же автогенной плавки дает возможность «смешать в одном стакане» процессы плавки, рас­слаивания шлака и его обеднения, а тем самым— довести концентрацию сернистых газов (не­избежно сопутствующих этим процессам) до уровня, позволяющего извлекать их в серную кислоту.

На основании принятых технических реше­ний была разработана программа модерниза­ции металлургического производства комби­ната «Печенганикель». Для реализации этой программы в июне 2001 года было заключено межправительственное соглашение между Рос­сийской Федерацией и Норвегией. Полгода спустя NordicInvestBank и Кольская ГМК под­писали документ о предоставлении компании гранта норвежского правительства и выделе­нии целевого кредита на реконструкцию «Пе­ченганикеля» в сумме $30 млн. Общая же сто­имость проекта реконструкции обогатительно-металлургического передела комбината состав­ляет около $103 млн.

В 2002 году Кольская компания приступила к практическому воплощению программы модер­низации. Ныне демонтажными и строительными работами охвачены обогатительная фабрика при­граничного комбината, цех обжига и плавильный цех. В текущем году началось также строитель­ство опытно-промышленной установки двузон-ной печи Ванюкова — прообраза того самого «стакана», в котором и будет происходить авто­генная плавка. В течение всего 2005 года ком­пания намерена заниматься обкаткой опытно-про­мышленного агрегата. Это позволит усовершен­ствовать новую незнакомую технологию, нако­пить технические данные, необходимые для со­здания «настоящей» печи, и обучить персонал. В 2006 году на «Печенганикеле» начнется строи­тельство двузонной печи Ванюкова.

И сосен не надо…

Состояние основных фондов второго из ком­бинатов компании — «Североникеля» — не тре­бовало столь радикальных усилий и затрат, как на «Печенганикеле». Это совсем не означало, что природная среда, окружающая головное пред­приятие Мончегорска, также не нуждалась в за­боте металлургов. Однако отсутствие очевидных для специалистов (и значительных) резервов со-кращения выбросов вносило свою специфику— персонал «Североникеля» вынужден был по­стоянно искать какие-то нестандартные и в то же время достаточно эффективные решения.

Таковых за последние годы найдено и вне­дрено на комбинате немало. Одно из наибо­лее перспективных — внедрение в про­изводство меди технологии «обжиг — выще­лачивание — электроэкстракция». Сейчас по новой технологии компания производит около 15 тыс. тонн меди в год, примерно четверть общего количества этого металла. Но двухлет­ний опыт работы участка, где вместо традици­онного конвертирования применяются обжиг, выщелачивание и электроэкстракция, показал отличные результаты. Если при конвертирова­нии в серную кислоту извлекается 57%содер­жащейся в сырье серы, то новая технология позволяет извлекать до 95%.

Сейчас на комбинате оза­бочены подсчетами — а во что выльется пере­вод всего медного производства на такую тех­нологию? По заданию Кольской компании ОАО «Институт «Гипроникель» подготовит соответству­ющий технико-экономический расчет. Сюрпри­зов от будущего ТЭР не ожидают, скорее всего, что за расчетом логично последуют проектиро­вание и строительное обновление медной ветки.

Чем еще интересна технология «обжиг — выщелачивание электроэкстракция»: напря­жение и расход тока на ваннах у нее примерно в 4 раза больше, чем при классическом электро­лизе. За счет перенапряжения на аноде начина­ет выделяться... кислород. На каждую тонну меди— 250 кг кислорода.

В управлении экологического мониторинга и охраны окружающей среды КГМК сделали сле­дующие подсчеты: один гектар хвойного леса дает в год 10—12 тонн кислорода, следователь­но, участок в металлургическом цехе, ежегодно выбрасывающий в атмосферу 3,5 тыс. тонн кис­лорода, эквивалентен 300 гектарам хвойного леса. Точнее, пока тремстам. Когда комбинат всю медь станет выпускать по этой технологии, соот­ветственно, в четыре раза увеличится и гипотети­ческий металлургический «ельник».

Собираем камни.

Но самый красноречивый показатель безо­пасности любого производства для окружающей сред1>1 — конечно же, сама окружающая среда. Целенаправленная пятилетняя работа Кольской ГМК по сокращению первичных выбросов при­носит свои плоды — на бывших техногенных пу­стошах вокруг комбината впервые за многие де­сятилетия стала пробиваться зелень. Раститель­ность пусть и крайне медленно, но все-таки вос­станавливается. Положительную динамику под­тверждают и данные фотомониторинга, который на протяжении последних семи лет проводят в зоне аэротехногенного воздействия комбината «Североникель» сотрудники Лапландского го­сударственного заповедника.

Пару лет назад компания выступила иници­атором озеленения четырех гектаров, казалось, совершенно безнадежных пустошей в окрест­ностях Мончегорска. Местный лесхоз специаль­ным образом — по рекомендации ученых Ин­ститута проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра Российской Академии наук – подготовил почву в местах будущих посадок, после чего завез саженцы лиственныхдеревьев.

Прижилось 85% саженцев, что специалисты считают очень хорошим результатом. Чтобы по­способствовать скорейшей реанимации приро­ды, в Кольской компании рассмотрели долгосроч­ную, на период до 2010 года, программу помощи лесовосстановлению. В нынешнем же году КГМК потратит на эти цели в общей сложности 12 млн рублей. Сейчас озеленительные работы на пус­тошах уже активно ведет не только Мончегорс­кий лесхоз, но и Печенгский, благодаря чему бу­дет засажено 8,5 гектара выжженных когда-то ядовитыми осадками территорий.

Кольская компания также активно рекуль­тивирует — и намерена заниматься этим и в даль­нейшем — территории на промплощадках пред­приятий. До октября 2005 года основная дея­тельность по рекультивированию «внутри забо­ра» будет завершена.

Только за последние три года ОАО «Кольс­кая ГМК» затратило на различные природоох­ранные мероприятия в общей сложности 1,1 млрд рублей, в том числе почти 20 млн рублей — на проектные и исследовательские работы в обла­сти охраны окружающей среды. В основном это собственные средства компании.

Излишне уточнять, что подобные затраты не принесут Кольской ГМК — как, впрочем, и любому другому отечественному предприятию! — какие-либо дивиденды в виде налоговых льгот. Или весомых сумм на охрану окружаю­щей среды, зачтенных металлургам в счет их платежей за загрязнение окружающей среды. Вряд ли скажется новая экологическая поли­тика также на объеме реализованной продук­ции — не.секрет, что никель и медь заполяр­ных комбинатов пользуется на Лондонской бирже металлов устойчивым спросом, и спрос этот далеко не удовлетворен.

Перспективы.

Самые бесспорные «дивиденды» природоохранных забот — чистые воздух и вода в городах, в которых расположены предприя­тия КГМК. Осуществленные компанией меро­приятия уже принесли реальные плоды — объе­мы техногенных выбросов сократились по срав­нению с 1990 годом в 6 раз. Сегодня в жилой зоне Мончегорска содержание загрязняющих веществ в воздухе значительно ниже предель­но допустимых концентраций, предусмотренных действующими в России санитарно-гигиеничес­кими нормативами. В Заполярном и поселке Никель среднесуточная концентрация загрязня­ющих атмосферу веществ находится в преде­лах допустимых санитарных норм. Сброс нике­ля со сточными водами уменьшился на 31% к уровню 2001 года.

В настоящее время планируется сертифи­кация системы экологического менеджмента КГМК на соответствие требованиям междуна­родного стандарта управления окружающей средой ISO 14001:1996. Совместно с ОАО «Ин­ститут «Гипроникель» начаты работы по разра­ботке удельных технических нормативов выб­росов загрязняющих веществ в атмосферу. Проведено обучение инженерно-технического персонала КГМК по российско-норвежской про­грамме «Чистое производство». Разработана и осуществляется программа мероприятий поэтап­ного достижения рыбохозяйственных предель­но допустимых концентраций на выпуске сточ­ных вод комбината «Североникель».