Смекни!
smekni.com

Международные конференции, договоры и организации по охране окружающей природной среды (стр. 3 из 5)

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро) была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее после Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основные решенияконференции: Декларация, предусматривающая принципы охраны окружающей среды; обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие; Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон; Конвенция об охране биологического разнообразия; Конвенция по климату.

Другие решения этого форума - образование Комиссии ООН по окружающей среде, разработка проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

4. Международные договоры

Основным источником юридически обязательных правил в этой области являются международные договоры между государствами. Если не считать отдельных случаев заключения договоров по охране редких пород зверей и птиц в далеком прошлом, как, например, в древнем Китае, то первые международные соглашения в целях сохранения отдельных представителей фауны стали заключаться в конце прошлого - начале нынешнего столетия. Таковыми были Договор о регулировании лова лососей в бассейне Рейна (1886 г.). Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве (1902 г.), Конвенция о рыболовстве в водах Дуная и Прута (1907 г.), Конвенция по охране котиков в северной части Тихого океана (1911 г.), Договор между Англией и Никарагуа о промысле морских черепах (1916 г.), Конвенция по регулированию лова морской и речной камбалы в районе Балтийского моря (1929 г.) и др. В тот же период были заключены международные конвенции по защите растений (1881 г.), по борьбе с вредителем виноградников филлоксерой (1889 г.) и др.

4.1 Региональные соглашения

В послевоенные годы наряду с увеличением числа соглашений такого рода ширится тенденция к заключению международных договоров для различных регионов планеты: Африки, Америки, Европы, Антарктики, различных регионов Мирового океана. Таковы Конвенция по охране фауны и флоры Африки; Конвенция по защите природы и сохранению фауны и флоры Западного полушария; Согласованные меры по охране фауны и флоры Антарктики, и др.

С точки зрения интересов охраны природы международно-правовые нормы должны обеспечивать равновесие между той частью животных, которая изымается из популяции (т. е. данного вида животных) при их добыче, и способностью такой популяции к естественному воспроизводству. В международных соглашениях учитываются: научные принципы охраны природы, т. е. динамика популяций, размножения и развития организмов; факторы распределения, миграций и поведения животных; закономерности естественной смертности и влияние промысла; взаимозависимость всех видов живых существ и их взаимоотношения с изменяющейся средой обитания - флорой, почвой, воздухом, солнечной радиацией и др. На основе всех этих научных данных соглашения создают правила об устройстве абсолютных и частичных природных резерватов, о предоставлении полной и ограниченной защиты отдельным видам животного и растительного мира; они запрещают определенные способы охоты на диких животных, регулируют вывоз их за пределы обусловленного района, торговлю ими и их продуктами внутри района, и т. д.

Известно, какой огромный урон нанесла фауне и флоре Африканского континента европейская колонизация. Колонизаторы выжигали леса, огораживали пастбища и источники воды, массами уничтожали диких животных под предлогом защиты посевов от потрав и заражения скота сонной болезнью. Ради получения барышей от торговли слоновой костью и рогом носорогов варварски истреблялись и эти уникальные животные. Все это привело к резкому сокращению и даже исчезновению некоторых ценных животных африканской фауны в отдельных районах или даже на всем континенте уже в первой четверти XX в. Только в 1933 г. под воздействием международной научной общественности колониальные державы, которые тогда господствовали в Африке, были вынуждены заключить международную конвенцию об охране фауны и флоры Африки. Эта конвенция действует также на островах Мадагаскар и Занзибар.

Основным методом сохранения природы Конвенция считает создание заповедников с различной степенью защиты животных и растений и различным правовым статусом: национальные парки, природные резерваты со строгим режимом, обычные и специальные резерваты. На этих территориях запрещены или ограничены охота, отлов или отстрел животных, сбор ботанических коллекций или уничтожение флоры. Однако, за исключением обязательств по организации обычных резерватов, все другие положения. Конвенции носят чисто рекомендательный характер, что снижает ее эффективность.

В целях установления специальной охраны животных, находившихся под наибольшей угрозой исчезновения, они были подразделены на два класса. В класс "А" вошло 20 видов животных и птиц, охота на которых допускалась только по специальному разрешению высших властей и только в научных целях. К этому классу были отнесены из животных-все подвиды-гориллы, лемуры Мадагаскара, земляной волк, большая черная антилопа, атласский благородный олень, карликовый гиппопотам, горная зебра, дикий осел, белый носорог, африканский слон и другие, из птиц - китоглав, лысый ибис и белогрудая цесарка. На 22 вида животных и птиц, вошедших в класс "Б", охота разрешалась по специальным лицензиям, выдаваемым на определенное время года и для определенной территории. В число этих животных и птиц вошли шимпанзе, жираф, антилопа-гну, черный носорог, африканский слон (если вес каждого его бивня превышает 5 кг), ящер, марабу, птица-носорог, страус, птица-секретарь, белая цапля и др.

Однако эффективность Конвенции 1933 г. снижалась ввиду того, что из-под ее действия изымались некоторые территории Африки. Например, Англия изъяла из-под действия статей Конвенции о заповедниках Гамбию; Бельгия не приняла положения об охране слонов в Конго; Южно-Африканская Республика - об охране волка, горной зебры и носорога на территории Юго-Западной Африки. Принятое в соответствии с Конвенцией национальное законодательство оказалось малоэффективным. Попытки покончить с контрабандной торговлей слоновой костью и рогом носорога окончились неудачей. Это объяснялось специальным правилом Конвенции о том, что все животные, найденные мертвыми, являются собственностью правительства соответствующей африканской территории, т. е. Англии, Франции, Бельгии и других колониальных держав, поделивших Африку еще в конце прошлого века. Такая оговорка только стимулировала истребление животных. В результате стада африканских слонов, носорогов, аптилоп-гну продолжали таять. Процветала торговля рогом носорога, слоновой костью, хвостами гну, а мода в Западной Европе и США на манто из шкур ягуаров, леопардов, гепардов и других пятнистых кошек угрожала полным уничтожением и этих животных. Срочные международно-правовые меры необходимо было принять и для охраны равнинных горилл, которые усиленно отлавливались во всем районе их обитания.

Обретение африканскими государствами независимости, ликвидация колониальных империй в Африке открывают широкие возможности перед народами этого многострадального континента для превращения его в континент изобилия, где царство природы будет сочетаться с подъемом экономики, благосостояния и культуры его народов. Добиться этого нелегко, но важные шаги уже сделаны. Так, па первой межафриканской конференции по охране природы в Аруше (Танзания, 1961 г.) африканские государства выразили твердую решимость стать подлинными хозяевами своей богатейшей фауны и флоры. В 1963 г. ими была принята специальная Декларация по охране природы Африки, в которой они торжественно заявили о своей приверженности принципам сохранения природных ресурсов континента и взяли на себя ответственность перед народами Африки по сохранению африканской природы путем ее рационального использования. Было решено пересмотреть Конвенцию 1933 г. как не соответствующую новым условиям. После долгих и сложных переговоров 15 сентября 1968 г. главы 38 государств и правительств Африки подписали новую Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов.

Новая конвенция установила общий подход освободившихся государств Африки - членов Организации Африканского Единства. (ОАЕ) к сохранению, рациональному использованию и развитию флоры, фауны, ресурсов почв и вод на основе планового комплексного вовлечения их в хозяйственный оборот. Конвенция признает неразрывную связь между охраной, использованием и развитием возобновимых природных ресурсов Африки в соответствии с научными принципами и с должным учетом насущных интересов народов. Увеличился перечень животных, находящихся под специальной охраной. В класс "А" этого перечня в отличие от положений Конвенции 1933 г. было включено уже 75 видов и подвидов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб, в том числе: шимпанзе, пеликаны, фламинго, морские черепахи, слепые рыбы и др.; в класс "Б" - 93 вида, среди них: лев, леопард, крокодилы и другие животные, которые не охранялись Конвенцией 1933 г. Значение новых правил особенно велико, если учесть, что за последние 50 лет численность крупной дичи в Африке сократилась в 50 раз. В соответствии с конвенцией молодые африканские государства приняли новое охотничье и природоохранительное законодательство, создают обширные заповедники и национальные парки дикой природы (например, всемирно известные парки в Кении и Танзании), ведут работу по просвещению и пропаганде в области охраны природы, создают специальные природоохранительные органы,

Подлинное международное сотрудничество в деле охраны природы нужно наладить и государствам Американского континента. Хотя большинство из них приобрели независимость еще в прошлом веке, многие и по сей день остаются в сетях экономической зависимости от империализма США и западных монополий. Это не могло не сказаться на решении проблем, связанных с охраной природы. По существу, она не охранялась, а подвергалась хищническому уничтожению в угоду иностранным предпринимателям. Правда, еще в 1940 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция по защите природы и сохранению фауны и флоры Западного полушария. Однако большая часть ее постановлений носит формальный, декларативный характер. Конвенция, например, не обязывает, а лишь призывает государства принять законы по охране находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, перелетных птиц, редких видов фауны и флоры. Предусмотренный в ней перечень этих видов, подлежащих полной охране, так и не был сделан.