Смекни!
smekni.com

Сущность природоохранной функции социально-культурной деятельности (стр. 3 из 6)

- рекреативно-игровую функцию – формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. [3]

Эколого-охранительная или природоохранная функция направлена преимущественно на сохранение природного и культурного наследия человеком. На данном этапе развития человечество занимается накоплением научных данных, совершенствованием методов исследования окружающей среды, а также применением на практике накопленного опыта. Социальные последствия изменений, которые совершены разумом и руками человека, сегодня очень велики.

Человек отдаляется от природы и современная наука уже по-новому рассматривает понятие «охрана природы». Раньше оно понималось как сохранение первозданной природы, защита редких и исчезающих видов животных и растений. В некоторых случаях этот подход сохранил практическое значение и сегодня. Но в целом он стал частным случаем более сложного подхода. Охрана природы все чаще понимается как один из аспектов развития и охраны окружающей среды.

В самом деле, первозданных земель, не затронутых деятельностью человека, осталось немного. Окружающая нас среда все больше становится культурной средой. Она создана человеком, который запечатлел в ней свой гений, свои трудовые усилия, свои ценности. Это преобразование продолжается в наши дни ускоренным темпом. Его общим направлением является все большее освоение среды, привнесение в нее искусственного. Этот процесс невозможно остановить, но и нельзя допустить, чтобы он шел стихийно. [4, C.48-49] Для этого обществу необходимы социальные регуляторы в лице правительства. А политические структуры, в свою очередь, должны вплотную заняться вопросами доработки и совершенствования научно-методической практики в сфере социально-культурной деятельности.

Итак, развитие и охрана окружающей среды – это преобразование ее на благо человека с сохранением ее природных богатств, что предусматривает как рациональное хозяйственное использование среды, так и сохранение природы как друга и спутника человека.

На основе анализа большого числа теоретических источников, необходимо отметить, что природоохранная функция социально-культурной деятельности основывается на системе экологических наук. В числе важнейших и имеющих непосредственное отношение к этой функции можно выделить: теорию эколого-экономического развития, экологию культуры и социальную экологию (экологию человека).

В настоящее время в научных публикациях, документах национального и международного характера часто встречается тезис о необходимости сочетать развитие и сохранение природных богатств нашей планеты. В их основе – экономический рост и поддержание экономических ресурсов на высоком уровне.

Лидеры мировой политики и авторитетные представители научных и общественных кругов сходятся во мнении, что предотвращение экологического кризиса является наиважнейшей проблемой экономики, центральной политической идеей. Фундаментальное значение в разрешении указанной проблемы имеет разработка теории эколого-экономического равновесия и развития общества. Мировая практика показывает, что обострение экологической ситуации воздействует на все стороны жизни людей – физиологическую, социально-экономическую, духовно-нравственную.

Юридическое начало новому подходу к решению экологических проблем в нашей стране положено Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятым в марте 1992 г., где в качестве научного принципа провозглашено научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. Необходимой предпосылкой и обязательным условием осуществления этого принципа является гуманистическая нацеленность общественного развития, где происходят стремительные изменения, требующие осознания качественно новой фазы взаимодействия общества и природы, фазы коэволюции, т.е. разумного сосуществования и соразвития человека и природы. [9, C.278]

Необходимо учесть, что эколого-экономические междисциплинарные исследования и проекты могут оказаться тщетными, если на всех уровнях управления обществом не осознавать, что первоосновой экологических катаклизмов является недооценка воспитания экологической культуры. Этот пробел общественного сознания в России требует системного восполнения, принимая во внимание, что экологическая культура и общественный интеллект неотделимы друг от друга и невозможны без первостепенного внимания к ним со стороны государства и выделения их в качестве приоритетов социально-культурной политики. [9, C.289]

Человек живет в определенной окружающей среде. Целительная сила природы хорошо известна, ведь она, помимо того, что является нашей средой обитания, дает возможность эстетического и нравственного отдыха. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.

Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. [26, C.8]

«Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет» - заметил как-то английский писатель Джон Голсуори. Социальная экология одну из первостепенных задач видит в прорисовывании контуров грядущего во взаимоотношении человека и среды его обитания. Существенной задачей этой науки является исследование допустимых пределов в хозяйственно-преобразовательной деятельности человека, за которыми возможно нарушение устойчивости естественных природных систем и даже их разрушение.

Для выявления тенденций будущего развития системы «общество - природа» в целом наиболее эффективным стоит признать метод глобального моделирования. Глобальное моделирование предстает одним из важнейших инструментов прогнозного исследования социальных и социоприродных процессов, происходящих в глобальных системах. Впервые к использованию метода глобального моделирования обратились авторы докладов Римскому клубу. Римский клуб – это всемирная неправительственная организация, созданная в 1968 году, в состав которой вошли ученые и общественные деятели разных стран, обеспокоенные проблемами будущего развития. Целью деятельности Римского клуба было привлечение внимания общественности планеты к все более нарастающим негативным последствиям экспансивной деятельности человеческого общества, ориентированного на ускорение экономического роста ради роста капитала. [21, C.97-99] Их же силами создавались и осуществлялись первые проекты природоохранного характера, научные разработки членов клуба легли в основу социально-культурной политики современных эколого-охранительных учреждений.

Таким образом, можно сделать выводы, что:

1. внедрение нового отношения к природе, или экологического сознания, осуществляется на уровнях: понимание теории эколого-экономического равновесия, внедрение экологии культуры по средствам воспитания и прогнозирование в рамках социальной экологии. Источником экологического сознания является гуманистическое отношение к прошлому и любовь к природе и окружающим в настоящем;

2. устойчивое развитие является системой, которую необходимо создать в рамках природоохранной функции социально-культурной деятельности. Эта система включает в себя как социально-экономические аспекты, так и культурные элементы, с помощью которых специалист социально-культурной деятельности способен воздействовать на сознание современного общества, ориентировать население на сохранение природных и культурных ценностей.


ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осуществление природоохранной деятельности на практике играет огромную роль в современной социально-культурной деятельности. Важно не только теоретическое знание об экологических проблемах современности, но и умение предотвращать эти проблемы. Для наибольшей эффективности в реализации воспитательной и просветительской работы специалисты социально-культурной деятельности используют определенные формы и средства воздействия. Содержание мероприятий эколого-охранительного характера также должно иметь логичную структуру. Это необходимо для правильного восприятия и осознания зрителями и участниками природоохранных мероприятий основной идеи, которую работники сферы социально-культурной деятельности доносят до общественного сознания.

II.1 Формы и содержание деятельности государственных учреждений культуры по реализации природоохранной функции социально-культурной деятельности

Теоретические понятия о формах и содержании социально-культурной деятельности оформлены в учебном пособии «Прикладная культурология» профессора М.А.Ариарского. Сведения о культурно-досуговых формах были даны авторами А.Д. Жарковым, В.М. Чижиковым.

Содержание – это совокупность, состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий. [32, C.232] Таким образом, в содержании заложена тенденция к развитию, динамике, диалектическому взаимодействию с формой.

Содержание социально-культурной деятельности можно идентифицировать с понятием ценности. [16, C.216] Ценность – личностно и социально окрашенное отношение к миру, возникающее на основе индивидуального и совокупного социального опыта. [3] Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Одной из первостепенных задач природоохранной функции является обеспечение оптимальных отношений общества с природой, сохранение культурной среды и природного наследия для будущих поколений. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной и природной среды. От сознания и внутренних установок одного члена общества зависит общее отношение к окружающей его среде и людям. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные. Природоохранная функция включает в себя все ценностные аспекты, так как неразрывно связана с общественным сознанием.