Смекни!
smekni.com

Судебное представительство и его виды (стр. 3 из 6)

Согласно ст. 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в суде, за исключением лиц, указанных в ст. 51 – судей, следователей, прокуроров. В соответствии со ст. 52 ГПК РФ «судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей».

Не могут быть представителями в суде по смыслу законодательства нотариусы (ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате[5]), помощники судей и работники аппарата суда (ст. 60 АПК РФ[6]), государственные служащие (ст. 1 федерального закона 154-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной службе РФ»[7]) и иные лица, для которых в силу их положения установлены подобные ограничения на представительство в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

Суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях (ст. 50 ГПК РФ). При этом адвокат участвует в качестве представителя в гражданском и административном судопроизводстве. Адвокатом является лицо, обладающее специальными юридическими знаниями, практическим опытом ведения судебных дел, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Для адвоката по гражданским делам представительство в суде, защита и помощь в защите прав, свобод и законных интересов других лиц – профессиональная предпринимательская деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Именно адвокаты призваны оказывать наиболее квалифицированную правовую защиту лицам, участвующим в деле.

В отношении адвокатов законом установлены легальные запреты на осуществление судебного представительства. Так в соответствии с частью 4 статьи 6 федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты[8].

Таким образом, статус адвоката накладывает на последнего установленные законом ограничения. На других судебных представителей такие ограничения не распространяются.

В соответствии с частью 4 статьи 2 федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом. Согласно ч.1 и 2 ст. 6 «Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации[9].

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В соответствии с законом дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах своей компетенции, либо представители. Полномочия органа, ведущего дела в суде, подтверждается документами, удостоверяющими должностное положение их представителей или учредительными документами. Как правило, единоличный исполнительный орган юридического лица (директор, генеральный директор) на основании устава вправе действовать самостоятельно, без доверенности, от имени юридического лица. Полномочия иных представителей должны быть выражены в доверенности, оформленной в соответствии с законом. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. В рамках конкурсного производства конкурсный управляющий выступает представителем соответствующих юридических лиц, в том числе и в суде.

Однако в случае формирования коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция), последний действует на основании устава, а также утверждаемого общим собранием внутреннего документа (положения, регламента), в котором устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. При этом единоличный исполнительный орган (председатель правления, директор) действует без доверенности в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа, принятыми в пределах его компетенции, или общего собрания.

Когда дела организаций ведут в суде их органы, нередко случаются прецеденты по отмене судебных постановлений в связи с ненадлежащим подтверждением полномочий их органов. В связи с этим, хотелось бы остановиться на характерном казусе – Постановление Президиума Высшего арбитражного суда «Об отмене постановления суда о утверждении мирового соглашения…» № 11980/01 от 24.12.2002г[10] по хозяйственному спору в арбитражном суде Пермской области между жилищно-строительным кооперативом и индивидуальным предпринимателем.

Как следует из материалов дела, в заседаниях судов первой и апелляционной инстанций Пермской области ведение дел в суде кооператива осуществлял председатель правления кооператива В., которым от имени кооператива подписано мировое соглашение.

В соответствии с частью 1 статьи 44 АПК РФ[11] дела организаций в арбитражных судах ведут их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативно-правовыми актами или учредительными документами, и их представители. Согласно части 1 статьи 60 АПК РФ полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Согласно части 1 статьи 60 АПК РФ Арбитражный суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Однако высшим арбитражным судом в ходе судебных слушаний установлено, что председатель правления кооператива был не правомочен подписывать мировое соглашение, и даже представлять кооператив в суде без надлежащим образом выписанной и оформленной доверенности. Согласно п.29 устава кооператива представительство кооператива в судебных и административных органах осуществляет его правление. Таким образом, только правление является легитимным органом по представлению данного юридического лица в суде.

При таких обстоятельствах судам первой и апелляционной инстанции необходимо было проверить полномочия председателя правления ЖСК на ведение дела и на подписание мирового соглашения от имени кооператива. Полномочия представителя установлены не были. Президиум Высшего арбитражного суда постановил, что судебные акты приняты с нарушением норм права и подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.