Смекни!
smekni.com

Судебное разбирательство в уголовном процессе (стр. 6 из 7)

Все установленные для свидетелей меры по обеспечению безопасности полностью распространяются и на потерпевшего.

Допрос свидетелей.Непосредственно перед допросом свидетеля председательствующий устанавливает его личность. Выяснение отношения к подсудимому и потерпевшему включает, во-первых, установление самого факта и степени знакомства свидетеля с каждым из этих лиц и, во-вторых, выяснение характера этого знакомства как дружеского, безразличного или враждебного. Для оценки показаний свидетеля как объективных и достоверных суду важно установить возможность влияния на показания личных взаимоотношений между свидетелем и потерпевшим, между свидетелем и подсудимым.

Разъяснение перед допросом свидетеля его прав, обязанностей и ответственности, взятие у свидетеля подписки об этом являются обязанностью председательствующего. У лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, подписка не берется (ч. 5 ст. 280 УПК РФ).

Сначала свидетеля допрашивает сторона, ходатайствовавшая о вызове, затем другая сторона и, наконец – суд. Эта очередность допроса прямо установлена законом и не может быть изменена судом. В частности, судья не вправе задавать вопросы свидетелю одновременно с его допросом одной из сторон.

Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля.При неявке в судебное заседание свидетеля или потерпевшего допускается оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, только с согласия обеих сторон судебного разбирательства.

Допрос эксперта.Вопрос о вызове для допроса эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования, решается судом по ходатайству сторон или по собственной инициативе. Допрос эксперта проводится исключительно для разъяснения или дополнения ранее данного им заключения. После оглашения заключения эксперта вправе допросить сторона, по инициативе которой была назначена экспертиза, затем другая сторона и, наконец – суд. Эта очередность допроса прямо установлена законом и не может быть изменена судом. В частности, судья не вправе задавать вопросы эксперту одновременно с его допросом одной из сторон.

По просьбе эксперта суд предоставляет ему время, необходимое для подготовки ответов на вопросы сторон и суда.

Осмотр вещественных доказательств.Понятие вещественных доказательств дано в ст. 81 УПК РФ. В любой момент судебного следствия вещественные доказательства могут быть подвергнуты осмотру. При этом обязательно ходатайство стороны об осмотре вещественных доказательств. Каких-либо ограничений круга участников осмотра законом не предусмотрено. Также как и при проведении иных следственных действий в ходе судебного следствия, при осмотре вещественных доказательств возможно участие специалиста (ст. 251 УПК).

Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду.Если документы, представленные в судебное заседание сторонами или истребованные судом, излагают либо удостоверяют обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого уголовного дела, такие документы могут быть по решению суда исследованы в ходе судебного следствия и приобщены к материалам уголовного дела. Об исследовании и приобщении документов суд выносит определение или постановление.

По окончании исследования всех представленных сторонами и истребованных самим судом доказательств председательствующий опрашивает стороны, имеют ли они еще какие-либо доказательства и желают ли дополнить судебное следствие. Поступившее ходатайство стороны о дополнении судебного следствия удовлетворяется либо отклоняется судом.

Председательствующий объявляет судебное следствие оконченным только после разрешения по существу всех поступивших ходатайств сторон и совершения необходимых для этого разрешения судебных действий.

3.3 Судебные прения

Содержание и порядок прений сторон.На этом этапе судебного разбирательства сторонам предоставлена возможность проанализировать все обстоятельства дела, проверенные в рамках судебного следствия с разных позиций, что, в свою очередь, способствует формированию у судьи собственного отношения к рассматриваемому событию, позволяет всесторонне, полно и объективно оценить собранные по делу доказательства и, следовательно, постановить законный, обоснованный и справедливый приговор.

Порядок выступления сторон определяет судья. Практика свидетельствует, что прения открывают выступления государственного или общественного обвинителей, затем следуют речи потерпевшего и гражданского истца или их представителей, гражданского ответчика или его представителя. Завершать прения по смыслу статьи должны защитник и обвиняемый.

Государственный обвинитель и защитник – это такие субъекты судебных прений, для которых участие в них является не правом, а обязанностью. В то же время, для потерпевшего по делам частного обвинения, гражданского истца, гражданского ответчика выступление в судебных прениях не обязанность, а гарантированное законом право.

Речи выступающих не должны содержать ссылок на доказательства, которые не исследовались во время судебного следствия. Важной правовой гарантией полноценного донесения информации до суда является невозможность ограничения выступающих во времени, за исключением случаев, когда участник прений говорит об обстоятельствах, явно не относящихся к рассматриваемому делу.

Желание отказаться от участия в прениях подсудимый может выразить только добровольно. Непредставление обвиняемому права выступать в судебных прениях существенно нарушает уголовно-процессуальный закон.

После произнесения речей все участники судебных прений имеют право выступить с репликой. Реплика – необязательный элемент судебных прений. Правом реплики пользуются только в тех случаях, когда существует необходимость возразить против искажения фактов либо содержащихся в речах ошибочных положений.

Последнее слово подсудимого.Произнесение последнего слова – право подсудимого, а не его обязанность. В этом слове подсудимому в последний раз перед постановлением приговора дается возможность выразить свое отношение к рассмотренному судом обвинению и дать оценку как собственным действиям, так и результатам разбирательства. Обвиняемый может отказаться от его произнесения без объяснения причин. Во время последнего слова подсудимого вопросы к нему не допускаются. Суд не может ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого определенным временем. В своей речи подсудимый вправе говорить все, что он считает необходимым сказать в связи с рассматриваемым делом: раскаиваться либо отрицать свою вину и настаивать на оправдании, просить суд об условном осуждении или ином смягчении наказания и т.п. Председательствующий вправе останавливать подсудимого только в случаях, когда он говорит об обстоятельствах, явно не относящихся к делу, либо допускает оскорбительные выражения в адрес судей или участников судебного разбирательства, а также при ином недостойном поведении. Заслушав последнее слово подсудимого, суд обязан удалиться на совещание для постановления приговора, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

3.4 Вынесение и оглашение приговора

Постановление приговора именем Российской Федерации.В соответствии со ст. 1 Закона «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (в ред. от 15 декабря 2001 г.) судебная власть в РФ принадлежит судам в лице судей, которые действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Полномочия суда по применению норм материального (уголовного) и процессуального права носят властный характер. Суд, рассматривающий уголовное дело, облекает свои решения в форму процессуальных актов – приговоров, определений и постановлений. Важнейшим из них является приговор, представляющий собой решение о виновности или невиновности подсудимого и назначении ему наказания либо освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанций (п. 27 ст. 5 УПК). Принимая решение по вопросу о виновности подсудимого, суд дает юридическую оценку его действиям, выражая тем самым отношение государства к преступлению и лицам, его совершившим.

В свою очередь, судебное решение о невиновности подсудимого, выраженное в оправдательном приговоре, означает его полную реабилитацию и влечет восстановление прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещение причиненного ему вреда.

Постановленный судом от имени государства и вступивший в законную силу приговор получает силу закона, т.е. становится для данного дела таким же обязательным, как и закон, и ни частные лица, ни учреждения, ни органы государственной власти и их должностные лица не могут не подчиниться его предписаниям, поскольку он их касается.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

Приговор – это итоговый процессуальный документ. Он имеет важнейшее значение как акт правосудия. Законность приговора означает требование точного соответствия процессуальных документов нормам уголовно-процессуального закона, регулирующего его форму, содержание и условия составления, а также нормам уголовного и иного материального права, регулирующим разрешаемые в нем правовые вопросы. В приговоре должны быть указаны нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при разрешении дела, что необходимо для судебного контроля за деятельностью судов первой инстанции со стороны вышестоящих судов. Обоснованность приговора – это нормативное требование, состоящее в полном соответствии изложенных в нем утверждений, выводов и решений суда фактическим данным, установленным в ходе судебного следствия, собранными сторонами, проверенными и оцененными судом доказательствами. Приговор должен быть мотивирован, что означает наличие в нем не только описания деяния, события, обстоятельств, но и ссылки на доказательства, их анализ, соответствующие разъяснения. Справедливость приговора означает, что наказание, определенное в нем, должно находиться в пределах санкции конкретной статьи УК РФ, а также соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, учитывать в полной мере особенности личности подсудимого, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, и другие обстоятельства.