Смекни!
smekni.com

Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков (стр. 1 из 2)

Тема:

«Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков»


План:

1. Права налогоплательщика и налоговой инспекции.

2. Судебный порядок рассмотрения споров и защита прав налогоплательщиков.


1. Права налогоплательщика и налоговой инспекции

Открытое гражданское общество - это живой организм и его жизнеспособность зависит от степени свободной, активной и творческой деятельности его граждан.

Открытое общество динамично. Оно растет и меняется в зависимости от того, как люди осуществляют свою собственную судьбу, как они открывают новое для себя, работают, осмысливают свою жизнь и творят.

Закон здесь играет роль посредника, который зарождает свободу и стабильность, необходимую для свободной, творческой деятельности, и который также позволяет мирным образом решать различные споры, естественно возникающие в открытом гражданском обществе.

Для того, чтобы роль закона возрастала и имела превалирующее значение, люди должны не только знать свои права, но и защищать их эффективно.

Серия "Мое право" - плод совместных усилий международных и местных профессиональных организаций Кыргызстана.

Цель этой серии, в первую очередь - информировать граждан Кыргызстана об их законных правах и помочь им на практике применять эти знания. И, таким образом, играть более активную творческую роль не только в своей жизни, но также и в судьбе общества и его будущем развитии.

Налоговая инспекция

"Особые" права есть не только у налогоплательщиков, они есть у многих, чьё "житиё" каким-то образом устанавливается и ограничивается специальными законами. Права налогоплательщиков настолько же "особые", насколько вообще в государстве необычно быть налогоплательщиком. Пестрая разновидность законодательства (гражданское, трудовое, семейное, уголовное) приводит и к разновидности прав: если Вы пошли в киоск за сигаретами, у Вас тут же появляются права потребителя, а если их Вам не продали, значит у Вас, кроме этого, есть еще и права детей.

Права налогоплательщика связаны, прежде всего, с порядком расчета налогов, их уплатой и обжалованием в суде решений налоговых органов. Наше с вами главное право как налогоплательщиков - исполнять только то, что прямо предусмотрено налоговым законодательством.

Право налоговой инспекции заключается, в первую очередь, использовать данные ей законом полномочия для сбора налогов. Но полномочия эти, конечно же, не безграничны. Налоговая служба в своей деятельности опирается, прежде всего, на Налоговый кодекс.

Налоговое законодательство состоит не только из Налогового кодекса. Есть, например, инструкции Министерства финансов, постановления и распоряжения Правительства, указы Президента, постановления Законодательного собрания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша, международные соглашения по налогам. Однако нормативные акты по своей значимости имеют иерархию: положения Налогового кодекса, к примеру, выше любой инструкции, а значит инструкция, уточняя детали Налогового кодекса, принципиально новыми полномочиями сотрудников налоговой службы наделить не может. Любой налогоплательщик, защищая свои интересы в суде, имеет право не принимать во внимание положения инструкций если докажет суду, что эти положения противоречат Налоговому кодексу. В то же время Налоговый кодекс - не самая крутая норма: выше него стоят ратифицированные международные соглашения и Конституция Кыргызской Республики. А значит действия налоговых служб, идущие вразрез с такими солидными документами, могут быть в любой момент оспорены налогоплательщиком.

Ратифицированные соглашения нельзя путать с соглашениями, просто подписанными Президентами двух стран: подписи Президентов - это всё равно как устная договоренность руководителей двух компаний (что называется "ударили по рукам"), а ратификация - это уже вроде полностью оформленного, со всеми печатями, исходящим номером и вступившего в законную силу письменного договора между ними. Ратифицированные - значит одобренные высшими органами власти обеих сторон (например, Парламентами двух стран), а потому получившие юридическую силу. К примеру, соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы" было ратифицировано Кыргызстаном в августе 2000 года, а Россией - еще в июле 1999 года, т.е. на территории КР данное соглашение вступило в силу почти на год позже, чем в России. Абсолютно все инструкции, на которые в своих требованиях при налоговой проверке ссылается налоговая инспекция, должны быть опубликованы в средствах массовой информации (обычно это газеты и журналы), и до момента опубликования такие инструкции недействительны. На сегодня одним из таких средств массовой информации для налоговой службы является, к примеру, газета "ЭРКИН-ТОО". При этом законы, ухудшающие положение налогоплательщика, не имеют обратной силы, т.е. не могут применяться к сделкам и событиям, произошедшим до вступления такого закона. Под ухудшением положения понимают увеличение налогооблагаемой базы или ставки налога, введение дополнительного налога или отмену налоговых льгот. Законы, ухудшающие настроение налогоплательщика, обратную силу иметь все-таки могут.

Налогоплательщики вправе требовать любую информацию, касающуюся форм налоговой отчетности, уведомлений, платежных поручений, расчетных таблиц, предусмотренных и обязательных при исчислении и уплате налогов.

Налогоплательщик может использовать свои бланки и формы, если они оформлены в точности так, как того требует налоговая служба. Причем под оформлением понимается, в первую очередь, наличие и порядок разработанных налоговой службой реквизитов. Хотя иногда Налоговая требует цветного оформления отчетности (к примеру, первый экземпляр отчета - пунцовый, второй - красный, третий - бледно-розовый). Если налогоплательщик способен придать своим формам (не имею в виду телесным) требуемые оттенки, то он может предоставлять отчеты и на собственных бланках.

Только Государственная налоговая инспекция имеет право проводить налоговые проверки: никакие органы прокуратуры, национальной безопасности и подобные им ведомства проверок проводить не могут (более подробно в Письме Прокуратуры города Бишкек от 26.08.97 №7/10-99-96). Другие органы (Государственная таможенная инспекция, Социальный фонд, Счетная палата, Государственная финансовая инспекция) также имеют право в пределах своей компетенции проводить проверки, но это уже не налоговые, а другие проверки, которые регулируются не налоговым законодательством и не относятся ко всем налогоплательщикам.

Государственная налоговая инспекция (ГНИ). Сначала несколько слов о названии этого государственного органа. На слуху у среднестатистического налогоплательщика несколько названий: налоговая инспекция, налоговая служба, налоговая полиция. Кто именно проводит проверки?

Из трех вышеприведенных названий, самой широкое - это налоговая служба. Налоговая служба состоит из государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов и ее органов на местах (или как их еще называют - территориальные органы). Органы, в данном случае - это областные, городские и районные налоговые инспекции. "При Министерстве" - означает что ГНИ является частью этого министерства и подчиняется Министру финансов.

ГНИ, являясь единственным органом, уполномоченным проводить проверки налогоплательщиков, проверяет их с целью обеспечения выполнения ими (т.е. налогоплательщиками) обязательств по налогам. Последнее предложение почти дословная цитата статьи 13 п.1 Налогового кодекса. А чтобы у читателя не сложилось ложного представления о якобы примитивном строении налоговой инспекции, далее мы приводим приблизительную структуру ГНИ по основным участкам работы. Кстати, общая численность сотрудников ГНИ - более 2000 человек. Черные пустые прямоугольники - это обозначение руководства ГНИ (ничего в них не пишу - боюсь напутать).

Государственная таможенная инспекция (ГТИ). Как и ГНИ, Государственная таможенная инспекция - это государственный орган исполнительной власти при Министерстве финансов со статусом вооруженного правоохранительного органа. Таможенные службы следят за тем, чтобы предприятия и физические лица соблюдали все правила перемещения товаров через границу республики. Для этого они имеют право не только на привычные нам формы контроля (проверка документов и сведений, таможенный досмотр, устный опрос, осмотр помещений складов), но и на проверку системы учета и отчетности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу или являющихся таможенными агентами. Сотрудники Таможенной инспекции вместе с сотрудниками Налоговой инспекции могут проводить совместные проверки хозяйствующих субъектов. Таким образом, Государственная таможенная инспекция проверяет участников внешнеэкономической деятельности на предмет соблюдения таможенного законодательства, а значит, если вы не участник такой деятельности, то таможенники к вам вряд ли придут.

Социальный фонд. Это еще один исполнительный орган, имеющий право проводить проверки. Соцфонд контролирует поступление денег от граждан и юридических лиц в свои т.н. фонды. Эти фонды делят Соцфонд на четыре большие "грядки": пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд содействия занятости населения и фонд социального страхования. Из этих фондов нам с Вами выплачивают (в случае чего) пенсии, пособия, компенсации. Соцфонд проверяет правильность и своевременность наполнения этих фондов. Порядок такого наполнения описан в Законах "О государственном социальном страховании" и "О тарифах страховых взносов". А в отношении проверок у Соцфонда есть даже отдельное Положение ("О порядке проведения документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов в Социальный Фонд Кыргызской Республики" № 199п от 23 сентября 1999 года), которым и руководствуются сотрудники Соцфонда. Такие проверки могут проводиться в отношении любого плательщика социальных взносов.