Смекни!
smekni.com

Оценка риска загрязнения лесных экосистем Беловежской пущи (стр. 2 из 2)

Установлено, что концентрация металлов -- Pb, Cd, Ni, Cr, Cu, Zn -- не выходит за пределы фонового уровня, определенного для данного вида лишайника как на белорусской, так и на польской частях Беловежской пущи. Однако амплитуда колебания фоновых значений для каждого из указанных элементов довольно значительна в пределах белорусской части Пущи, и уровни условно аномальных концентраций обнаружены чаще всего в одних и тех же районах, а именно на северной ее окраине, в северо-восточной, юго-западной и южной частях Национального парка, с частичным в отдельных случаях заходом в охранную зону (район пос. Каменюки). В польской части Пущи колебания концентрации названных элементов в большинстве случаев отмечаются у нижних пределов фона.

По таким элементам, как Sr (стабильные изотопы), Mn, Co, Mo выявлены более или менее значительные по площади аномалии, где содержание указанных металлов выше фонового уровня. Зоны с аномалиями Sr расположены примерно в тех же районах белорусской части Беловежской пущи, в которых наблюдалось относительно повышенное содержание ряда металлов в тест-индикаторе, не выходящее, однако, за пределы фона.

На польской части территории Пущи сравнительно небольшой по площади очаг аномалии Sr (Рис. 2) установлен на востоке (район пос. Беловеж).

Особенно значительная аномалия, причем на большей части территории Пущи (в пределах Беларуси и Польши), характерна для Mn (Рис. 3). Наиболее выраженная аномалия выявлена у ее северной границы (более, чем в 5 раз выше верхнего предела фона). Нормальное (ниже 100 мкг/г сухого вещества) содержание Mn отмечено в пяти обособленных зонах различной величины, расположенных в различных частях Пущи.

По Co установлены 2 очага аномалий в юго-западной и южной частях лесного массива белорусской части Пущи (Рис. 4), по Mo - 5 очагов аномалий. Наиболее крупный из них находится на северо-восточной окраине, где зафиксирован максимум концентрации данного элемента (Рис. 5). В пределах белорусской части существуют также аномальные зоны по Mo на севере, юго-западе и юге пущи.

Аномалии Co в пределах польской территории Беловежской пущи установлены в трех местах, преимущественно в западной ее части (Рис. 4). В северной части Пущи на значительных площадях отмечены также аномалии Mo (Рис. 5).

Рис. 2. Содержание стронция в лихеноиндикаторе на территории Беловежской пущи
Рис. 3. Содержание марганца в лихеноиндикаторе на территории Беловежской пущи
Рис. 4. Содержание кобальта в лихеноиндикаторе на территории Беловежской пущи
Рис. 5. Содержание молибдена в лихеноиндикаторе на территории Беловежской пущи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя итоги наших исследований основанных на использовании метода аккумулятивной лихеноиндикации загрязнения территории Беловежской пущи серой и тяжелыми металлами, можно заключить, что в отдельных ее районах (на севере, в центральной ее части и юго-востоке) сформированы зоны слабого и незначительного загрязнения серой, причем наибольшая по площади зона слабого загрязнения серой находится на польской части пущи, занимая здесь северную и центральную часть лесного массива.

Концентрация Pb, Cd, Ni, Cr, Cu, Zn в лихеноиндикаторе повсеместно не выходит за пределы фоновых показателей, приведенных в научной литературе. Более или менее значительные по площади аномалии концентрации металлов выявлены по Sr, Mn, Co, Mo. Особенно существенная аномалия на большей части территории Пущи характерна для Mn.

Существование на территории Беловежской пущи зон с повышенным содержанием серы в тест-индикаторе, а также зон с аномалиями Sr, Mn, Co, Mo пока не носят угрожающего характера для ее лесных экосистем, однако для предотвращения возможного дальнейшего загрязнения Пущи продуктами химической переработки минерального сырья, сжигания каменного угля требуется совершенствование технологических процессов, повсеместное применение различных пылегазоулавливающих установок (особенно в местных котельных), разработка технологии улавливания и утилизации вредных выбросов на предприятиях, непосредственно функционирующих на территории Беловежской пущи и за ее пределами.

С целью выявления прогрессирующих тенденций изменений в динамике биологического разнообразия лесных экосистем Беловежской пущи будут продолжены исследования в рамках Европейского экологического мониторинга на основе существующих стационаров на ее территории.

ВЫВОДЫ

1. Лесные экосистемы Национального парка “Беловежская пуща” в настоящее время находятся под постоянным комплексным воздействием техногенных поллютантов, включающих соединения серы, а также Sr, Mn, Co, Mo и др., поступающих исключительно за счет трансграничного переноса из районов горнодобывающей и перерабатывающей промышленности.

2. Наиболее сильное деструктивное воздействие на природные комплексы Пущи, приводящее к снижению их биологического разнообразия, оказывает Mn, в меньшей степени -- Co и Mo и весьма незначительно -- S и Sr.

3. Наиболее загрязненной серосодержащими поллютантами является западная часть Пущи, Mn и Mo - северная, Со - южная, испытывающая также влияние Мо.

4. На основании изучения уровня распространения техногенных поллютантов в растительных объектах Беловежской пущи установлено, что ее территория является своеобразным биогеохимическим барьером в их перемещении, преимущественно из промышленных районов верхней Силезии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бусько Е.Г., Сидорович Е.А., Рупасова Ж. и др. Техногенное загрязнение лесных экосистем Беларуси. - Минск, 1995. - 320 с. 2. Горбач Н., Гетко Н. Способ лихеноиндикации загрязнения воздуха // Доклады АН БССР.- 1979.-Т. 23, N 8.- С. 734 - 745.

3. Никонова С.Г., Алексашенко В.Н. Содержание Sr90 и Cs134,137 в грибах, лишайниках и мхах из ближней зоны Чернобыльской АЭС //Экология.- 1992.- N 3. C.26 - 30.

4. Чубанов К.Д., Киселев В.Н., Бойко А.В. Природная среда в зонах влияния промышленных центров //Сосновые леса Белоруссии. - Минск, 1989. - 180 с.

5. Чуваев П.П., Кулагин Ю.З., Гетко Н.В. Вопросы индустриальной экологии и физиологии растений. - Минск,, 1973. - 195 с.

6. Case I.W. Lichen biomonitoring networks in Alberta //Environ. Monitoring and Assesement.- 1984.- Vol. 4, N 3. - P. 303 - 313.

7. Galun M., Garty I., Ronen R. Lichens as bioindicators of air pollution //Weblia. - 1984. - P. 371 - 383.

8. Hawksworth D.L., Rose F. Quantitative scale for estimating sulphur dioxide air pollution in England and Wales using epiphytic lichens //Nature. - 1970. - N 227. - P. 145 - 148.

9. Nieboer E., Richardson D.N.S., Tomasini P.B. Mineral Uptake and Release by lichens: An Overview //The Bryologist. - 1978. - N 81 (2). - P. 226 - 246.

Опубликовано на стр. 44 - 53.