Смекни!
smekni.com

Православный взгляд на экологию (стр. 2 из 2)

.

6.

Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах. Поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир, все это происходит от потребительского отношения человека к природе. Окружающую природу человек практически полностью вовлек в свое жизнеобеспечение , и уже не довольствуется многообразием ее даров, но безудержно эксплуатирует целые экосистемы. Для достижения лучших земных условий, человек порой даже сознательно разрушает и губит экологию, нанося тяжелую рану, и даже непоправимую для будущего потомства. Стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни. В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания». Трудовая деятельность все более направлена только на служение эгоистическим интересам общества, и на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти, тогда как труд должен быть угоден Богу. Человек забывает, что единственным Владыкой вселенной является Бог, которому принадлежит «небо и … земля и всё, что на ней», в то время как человек есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство мира. Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. /2/.

Одним из главных принципов позиции Русской православной церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Сама жизнь в многоразличных её проявлениях носит священный характер, являясь Божьим даром. Мир един, а человек – его естественная часть. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий мир взаимосвязаны. С христианской точки зрения природа есть вместилище ресурсов, предназначенных не для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем. Православие заботится о чистоте человеческой души, и окружающий мир православным человеком воспринимается как мир, Богом сотворенный, мир Божий, а человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, «владычествование» и «обладание», к которым человек призван по замыслу Божьему вовсе не означают вседозволенности, но в «возделывании» и «хранении»(Быт.: 2. 15) , за которое он ответственен перед Богом/2/.

7.

Устойчивое функционирование и развитие природно - хозяйственных систем возможно только тогда, когда на объективно существующей части природной среды, освоенной человеком и на которой осуществляется хозяйственная или иная деятельность поддерживаются условия нормальной жизнедеятельности населения, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды. Предполагает такую организацию процессов жизнедеятельности, чтобы они не приводили к необратимым изменениям в биосфере, не нарушали ее возможности к самовосстановлению.

Православные люди Бережно относятся к природе, как к творению Божию, как миру Божьему. Православному человеку больно видеть варварское, потребительское отношение к миру, разрушительное для природы. Благоговение пред Творцом «вся премудро сотворившим», восхищение красотой окружающего мира, стремление жить в гармонии с природой, разумное природопользование — характеризует жизнь наших предков. Храм или монастырь ставили всегда на особом, живописном месте, часто по откровению свыше, необыкновенно удачно вписывая в окружающий ландшафт. На примере монастырей 17-20 вв. мы видим самоограничение потребностей, полное использование взятого у природы, украшение земли своим трудом. Весь православный народ сильно ограничивал себя постом, кроме того был ограничен сбор плодов: яблочный Спас, медовый, ореховый. В повести о святых Петре и Февронье Муромских имеется свидетельство о сохранении хлебных крошек, как великой ценности. Это пример полного использования продукта. Об уборке сена в 40-х-50-х годах на Оке: подбирали всё скошенное до травинки. Чтобы выкосить всё до черной земли, на лугах срезали кочки с осени. По гладкой земле коса шла низко, оставляя над корнем 1-2 см стебля травы. Хозяйство было безотходное. Остатки пищи не выбрасывали, отдавали скоту - помои. Все деревянные изделия негодные для употребления сжигали, а пеплом удобряли землю. Металл с этих изделий возвращался в кузницу, так как был дорог. Только черепки глиняной и фарфоровой посуды и чугуна бросали на дорогу для мощения. Сберечь природную среду возможно только в том случае, если ты не будешь расточительным, а будешь брать от природы только то, что потребно для жизни. В этом истоки самоограничения и воздержания наших соотечественников. Добрыми примерами благочестивой жизни служат древние монастыри Святой Руси, например, Соловецкий монастырь, монахи которого преобразили архипелаг, не нарушив хрупкого экологического баланса; создали образцовую ирригационную систему, акклиматизировали фруктовые деревья, выращивали арбузы — и это у полярного круга.

Сегодня, когда многие исторические промысловые и сельскохозяйственные навыки утеряны, монастыри являют собой пример доброго хозяйствования на земле. Монастырское хозяйство обладает высокой устойчивостью, так как способно эффективно функционировать длительное время в разных исторических условиях, это объясняется духовно-нравственным стимулом к труду работников монастырской общины, а также низкими расходами из-за самоограничения в их потреблении, что приводит к достаточно высокому функционированию и развитию природно-хозяйственных систем.

Список литературы:

1 – лекции ПСТГУ

2. Основы социальной концепции РПЦhttp://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

3.Псалтирь

4 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Христианский взгляд на экологическую проблему // Православие и экология. М., 1999.

6.Библия

5. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // журн. «Вопросы философии», №3, 1995

7.