Смекни!
smekni.com

Мегаполис и экополис (стр. 2 из 3)

Муниципальные власти делают все возможное, чтобы снизить эти потери. В больших городах строятся объездные дороги для междугородних автобусов и грузового транспорта, а также подземные и надземные транспортные магистрали, поскольку особенно много выхлопных газов выделяется в атмосферу при возникновении пробок на перекрестках улиц. В США в ряде штатов поощряются совместные поездки на работу соседей в одном автомобиле. В Милане для уменьшения пробега личных автомобилей практикуется использование их через день: по четным дням разрешается выезд автомобилей с четными номерами, по нечетным с нечетными. Растет популярность парков совместного использования. Европейская сеть таких парков сегодня включает 100 тыс. членов в 230 городах Германии, Австрии, Швейцарии, и Нидерландов. Каждый коллективный автомобиль заменяет пять личных, а в целом ежегодно общий автопробег снижается более чем на 500 тыс. км.

Повышение роли общественного транспорта. Во многих городах удалось достичь уменьшения пробега личных автомобилей за счет совершенной организации работы общественного транспорта. Доля общественного транспорта максимальна в Боготе (75%), в Куритибе (72), Каире (58), Сингапуре (56), Токио (49%). В большинстве городов США роль общественного транспорта не превышает 10%, однако в Нью-Йорке этот показатель достигает 30%.

Утилизация старых автомобилей. Отслужившие автомобили являются одной из самых объемных и сложных для переработки фракций бытовых отходов. В странах «золотого миллиарда» налажена их переработка. Если раньше за сдачу автомобиля в утиль приходилось платить значительную сумму, то теперь это делается бесплатно, стоимость утилизации старого автомобиля включена в цену нового. Таким образом, расходы по утилизации автомобильных «трупов» несут производящие фирмы и покупатели. В Европе ежегодно перерабатывается 7 млн. автомобилей, причем все новые модели в качестве обязательного инженерного решения включают легкую разбираемость на узлы, в этом лидирует фирма «Рено».

В развитых странах на свалки попадает не более 10% покрышек, 40% сжигается с получением энергии, столько же подвергается глубокой переработке, и 10% перетирается в крошку, которая используется как ценный компонент дорожных покрытий.

В России пока утилизация автомобилей налажена плохо. Это является одной из причин того, что в действующем автопарке доля автомобилей старше 10 лет превышает 50%, а они, как известно, являются основными загрязнителями городской среды. Там, где переработка организована, она примитивна: либо старые кузова прессуются в брикеты (в этом случае при переплавке среда загрязняется отходами горения пластика), либо на металлолом идут самые тяжелые части автомобиля, а все прочее выбрасывается в озера и леса.

Впрочем, ситуация начинает меняться. Лидирует московская область, где создан ряд производств, которые возглавляют Ногинский и Люберецкий заводы по переработке металлолома. В процесс переработки включено 500 фирм. Для улучшения ситуации России нужна новая законодательная база, регламентирующая судьбу старых автомобилей. [2]

Проблемы чистой воды и бытовых отходов.

Мегаполис потребляет огромное количество чистой воды, которую «изрыгает» в загрязненном состоянии, т.е. превращает в бытовые стоки, загрязняющие те же водоемы, из которых идет водозабор. Международная норма потребления воды на человека составляет около 225л. Воды в сутки. Эта норма не превышается в большинстве стран (ок. 150-160 л. Воды на человека). В городах России один житель в среднем расходует 400 л. Воды в сутки (в Москве и Санкт-Петербурге до 1000л.)

Контроль водопотребления. С учетом прогноза дальнейшего роста городов проблема обеспечения водоснабжения все более осложняется. Однако для ее решения практика уже выработала ряд эффективных мер.

· Вводится платное пользование, причем с повышающейся ценой на воду. Несмотря на то, что это давит на бедные слои населения, платное потребление воды способствует повышению ее качества, а следовательно, благотворно сказывается на здоровье. В квартирах устанавливаются счетчики.

· Для экономии питьевой воды ее подают в дома по отдельному водопроводу. По другому водопроводу поступает техническая вода для бытовых нужд.

· Используется дождевая вода, пригодная для санитарных нужд и полива. В Токио, большая часть которого покрыта асфальтом и бетоном, дожди вызывали сильный подъем уровня водоемов, в который стекали дождевые потоки, и при этом происходило истощение запасов грунтовых вод. Город организовал сбор дождевой воды, установив на крышах 579 городских зданий резервуары, которые собирают эту бесплатную воду.

· Количество доброкачественной воды увеличивается за счет защиты водосборов от загрязнения. Так, Нью-Йорк планирует закупить на 300млн. долларов земли на севере штата, чтобы защитить водоразделы, обеспечивающие город питьевой водой. Это позволит достичь значительной экономии на строительстве новой фильтрационной системы.[2]

Твердые бытовые отходы (ТБО)

Свалки твердых бытовых отходов (ТБО) не только занимают значительные площади, но и за счет метана, который образуется при гниении органики, вносят свой вклад в усиление парникового эффекта. На долю метана свалок приходится свыше 30% метана, который поступает в атмосферу. Кроме того, свалки отрицательно влияют на здоровье людей. Существует несколько путей решения данной проблемы.

Детонирование. В настоящее время ТБО вывозят на свалки (если они оборудованы, то называются полигонами). Современный полигон для этих отходов, это сложное инженерное сооружение, на котором проводится сортировка мусора.

Мусоросжигательные заводы. В странах западной Европы, а также в некоторых городах России (например, в Москве), от бытового мусора избавляются на мусоросжигательных заводах (МСЗ). Крупный специалист в области обращения с бытовыми отходами Р. Мюррей подчеркивает экологическую неэффективность таких заводов. Несмотря на то, что при сжигании каждой тонны мусора можно получить 400кВт*ч энергии и уменьшается объем отходов, неизбежно происходит загрязнение атмосферы продуктами сжигания, а остающиеся объемы золы трудно переработать, поэтому ее приходиться захоранивать.

Сортировка. Опыт Европы показывает, что твердые бытовые отходы должны разделяться как минимум на четыре потока: 1) органические; 2) сухие (макулатура, ткани, консервные банки, стекло); 3) остаточные; 4) крупногабаритные (старые мебель, холодильники и др.) отходы. Для четвертого потока создаются специальные площадки, при которых организуются центры переработки и повторного использования материала.[2]

Zero Waste

В экологической литературе активно обсуждается проблема нулевых отходов – Zero Waste (ZW). Так Р. Мюррей считает, что для ее решения необходимо повысить экологическую ответственность производителей и в рамках единого подхода проводить проектирование предприятий с уменьшением количества отходов, повторным использованием и переработкой. Принимать меры по защите окружающей среды нужно не на «конце трубы», а в ходе всей производственной цепочки в целях уменьшения их количества. Подход ZW позволяет избавится от систем, лишенных гибкости, основу которых составляют мусоросжигательные заводы, и предлагает новую стратегию, в рамках которой можно преобразовать существующие сегодня линейные процессы производства отходов и избавления от них в «интеллектуальные системы», позволяющие использовать ресурсы, содержащиеся в муниципальных отходах, и создавать рабочие места, связанные с их переработкой.[2]

В случае решения вышеперечисленных проблем, можно начать говорить о городской системе мегаполиса как об эффективной, экологичной методике решения проблемы урбанизации. Должно быть исключено «расползание городов», так как при этом сокращаются площади естественных и сельскохозяйственных экосистем, что нежелательно. Кроме того, «расползание» ведет к увеличению мертвой площади, запечатанной под транспортными магистралями, и к увеличению расхода материалов на создание коммуникаций (водопровод, канализация, электросеть).

Города должны развиваться вверх в уже сформированных границах. Здания, обладающие собственной системой подачи воды, энергии, удаления отходов являются «микрокосмом на территории города», который во много раз меньше влияет на окружающую среду, чем централизованные системы обеспечения. «Микрокосмы» окружены зелеными насаждениями, и использован экологически целесообразный принцип размещения зданий: магазины и прочие торгово-промышленные объекты, бытовые предприятия и учреждения культуры чередуются с жилыми зданиями и находятся друг от друга на расстоянии, которое можно преодолеть пешком. Такие изменения в планировке города способны снизить потребность в топливе для транспорта в 10 раз.

«В процессе становления мегаполисной системы отмирают те формы и черты расселения, кото­рые не соответствуют общественному развитию (чрезмер­ный рост городов, транспортные, экологические и другие проблемы, отставание в развитии социальной среды де­ревни и т. д.), и появляются новые элементы условий жизнедеятельности, которые необходимы для развития человека и удовлетворения его основных потребностей. Все это возможно в развитых мегаполисах, которые пока не имеют ни правового статуса, ни административных границ. Но за ними — будущее.» А. И. Попов