Смекни!
smekni.com

Экологические проблемы современности 5 (стр. 6 из 6)

Как избежать глобального парникового эффекта на планете? Решение этой проблемы лежит в осуществлении широкого комплекса мер, охватыва-ющих промышленность, науку, да и сам образ ( стиль ) жизни людей. Среди таких мер следует указать, прежде всего, введение энергосберегающих технологий; форсирование научных и опытно-конструкторских работ по альтернативным источникам энергии; создание термоядерных энергических установок; строительство безопасных атомных электростанций. Что касается образа жизни людей ( особенно в развитых странах ), то, по-видимому, осознание надвигающейся экологической катастрофы должно привести каждого человека к разумному самоограничению расходования природных

ресурсов.

Если говорить о наших национальных экологических проблемах и проти-воречиях, то следует признать, что административно-бюрократические мето-ды управления народным хозяйством, десятилетия господствовавшие в нашей стране, нанесли ощутимый вред природной среде. Возникли проблемы Ладоги. Байкала, Арала, Каспийского моря, Волги, Кара-Богаз-Гола, проблема ухуд-шения состояния водных ресурсов страны, в также атмосферы целого ряда индустриальных центров, проблема охраны и рационального использова-ния земельного фонда и лесных ресурсов. Поэтому общество требует сроч-ных государственных программ по оздоровлению экологической ситуации.

На любом этапе человеческой истории возможность воздействовать на природу определяется объективным фактором - уровнем развития производи-тельных сил общества. Так, решение энергетической проблемы потребовало строительства атомных станций. Но вместе с ними появилась возможность загрязнять окружающую среду радиоактивными отходами. Яркий пример - Чернобыльская АЭС.

Сегодня перспектива гармонии человека с природой реализуется в ряде нормативных требований: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, имея при этом в виду интересы не только нынешнего, но и последующих поколений людей: проявлять заботливость, бережливость по отношению ко всем природным ресурсам; сводить к минимуму вред, наносимый человеком живым творением природы: дать новую направлен-ность производственной деятельности, согласовать её с законами сохранения биосферы.

Уже можно говорить, что ускоренное движение сферы политики и сферы охраны природы навстречу друг другу служит предпосылкой создания новой отрасли знания - политэкологии (24).

Современная экологическая проблема обусловила более глубокое и много-плановое понимание гуманизма, человечности, общечеловеческих ценностей. Она требует не только перестройки общества, производства, но и экологи-ческого образования, воспитания как новой морали, нравственности, форми-рования экологического сознания как совокупности взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему '' общество – природа '' и направленных на разумное отношение к ней.

Заключение.

Движение вперёд, изменение мира и человека - его производственной, трудовой деятельности, образа жизни, сознания ( в том числе экологическо-го ) - вот перспектива разрешения экологической проблемы, стоящей перед человечеством. Современный человек должен развивать гармонические отно-шения с природой, понимать процессы её развития и разумно их использо-вать, способствуя обогащению, очеловечению, гуманизации природы.

На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прош-лого, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно – практических ориентаций человека в его отноше-ниях с природой, разобщенности мнений.

В период своего становления научное познание в отношении к природе исходило главным образом из представления о необходимости '' завоевания '' её, '' покорения '' сил природы. Этот стереотип, имеющий вековую историю и еще не преодоленный сегодня, должен постепенно меняться; соответ- ственным образом должно утверждаться убеждение в том, что современный человек не может ставить себя в отношении к природе в положении " заво-евателя ", не заботящегося о последствиях своей деятельности.

Прежде всего, следует понять, что природа требует от человека такого отношения, как будто она - " другой человек ". Она требует к себе любви, доброты, доверия, сострадания, помощи… Человек должен отдать природе всё свое духовное богатство, ибо оно " вложено " в него в ходе эволюци-онного развития природы. Иными словами, современный человек должен пропускать проблемы природы " через себя ", через призму " человечес-кого". Он не может властвовать над нею " так, как завоеватель властвует над чужим народом '' (15 ).

Время беспечности миновало . Наступила эра экологической этики .Надо

чётко осознать , что Homo sapiens должен сменить роль покорителя природы

на роль её рядового члена и гражданина .Борьба с пагубными тенденциями

будет укреплять экологическую этику , надо перестать думать лишь о том ,

сколько можно выжать из земли . Тот или иной поступок будет считаться

правильным , если он не нарушает порядок и красоту биотического сооб –

щества , и неправильным , если происходит обратное .

Тот , кто ощущает моральную ответственность за судьбу природы , может

внести личный вклад в её сохранение .Ведь все великие дела начинались

с усилий отдельных личностей , к которым затем присоединялись многие.

Настала пора перестать кичиться собственной исключительностью , считать ,

что законы природы нам не указ и мы вправе распоряжаться лесами , мо –

рями и даже воздухом , которым дышим , как нам заблагорассудится .

Если Homo sapiens не осознает себя простым существом , делящим планету со множеством других , можно считать ,что он уже купил себе билет на поезд , безвозвратно увозящий его на станцию «вымирание»

Ещё Конфуций говорил : « Тот , кто не глядит вдаль , - не заметит беды рядом с собой ».

Хочется надеяться , что мысль , отличающая человека от других су -ществ , позволит ему найти способ достойной жизни бок о бок с собрать- ями - вне зависимости от того , приносят они сейчас пользу или нет .

Литература.

1. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. 416 с.

2. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология. т.1. М., 1989, 668 с.

3. Бэкон Ф. О достоинстве и преумножении наук // Соч.: т. 1, М., 1971.

4. Бэкон Ф. Книга вторая афоризмов об истолковании природы или о царстве человека // Соч.: т.2, М., 1972.

5. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. II. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, 191 с.

6. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М., 1994, 672 с.

7. Гарковенко Р. С. Общая теория отношения общества с природой и глобальная экология // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983, с.59-79.

8. Гирусов Э. В., Марков Ю. Г. Интеграция научного знания в социаль-ной экологии // Проблемы взаимосвязи общественных и естественных наук. М., 1987, с.117-128.

9. Горелов А. А. Философские основания решения экологической проблемы // Диалектика фундаментального и прикладного. М., 1989, с.216-227.

10. Декарт Р. Рассуждения о методе // Соч.: т.1, М., 1989.

11. Киселёв Н. Н. Мировоззрение и экология. Киев, 1990, 216 с.

12. Киселёв Н. Н. Объект экологии и его эволюция. Философско-методоло-гический аспект. Киев, 1979 , 136 с.

13. Комаров В. Д. Социальная экология. Философские аспекты. Л., 1990, 216 с.

14. Комаров В. Д. Интегративная наука об окружающей среде // Вопросы экологии и охраны природы. в. 4. СПб., 1994, с.28-37.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.23.

17. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы Философии, №5, М., 1989, с.3-25.

18. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975, 740 с.

19. Одум Ю. Экология. т.1, М., 1986, 328 с.

20. Пакальнис Р. Роль экологии в формировании взаимоотношений общес-тва и природы // Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987, с.9-22.

21. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985, 312 с.

22. Фёдоров В. Д., Гильманов Т. Г. Экология. М., 1980, 464 с.

23. Фёдоров В. М. Учение о биосфере и интеграция наук // Проблемы взаимосвязи общественных и естественных наук. М., 1987, с.117-128.

24. Хёсле В. Философия и экология. М., 1993, 206 с.