Смекни!
smekni.com

Тактика допроса (стр. 5 из 12)

1) Во вступительной части следователь:

- разъясняет допрашиваемому его права;

- предупреждает свидетеля или потерпевшего об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

- заполняет анкетную часть протокола;

- изучает личность допрашиваемого;

- уясняет позицию, которую допрашиваемый намерен занять на допросе.

Если в ходе беседы следователь замечает, что допрашиваемый что-то скрывает или сообщает о себе ложные сведения, следователь может сразу же изобличить его во лжи и тем самым предотвратить возможную ложь и по предмету допроса.

За вступительной стадией допроса следует свободный рассказ, когда, например, подозреваемый в форме рассказа дает показания в отношении имеющихся на него подозрений, а свидетель и потерпевший - обо всем, что известно ему по делу.

2) Свободный рассказ может охватывать весь предмет допроса, но может ограничиваться отдельно взятым фактом, эпизодом и т.д.

Свободный рассказ способствует более точной передаче воспринятого им в связи с обстоятельствами расследуемого дела.

Свободное изложение допрашиваемым своих показаний имеет важное тактическое значение. В целях уяснения отношения допрашиваемого к даче показаний следователь обращает внимание на то, как допрашиваемый излагает свои показания, какие подбирает слова, на чем делает акцент, что пытается обойти или сгладить, в каких случаях допускает неоправданно длинные паузы, какова его интонация, мимика, жесты. Следователь в ходе рассказа может предложить не уклоняться в сторону от выясняемых обстоятельств и держаться ближе к предмету допроса.

3) В отдельных случаях свободному рассказу могут предшествовать вопросы, подводящие допрашиваемого к нужной теме, это необходимо в том случае, когда допрашиваемый не осознал преступного характера, воспринятого им факта или события. Выслушав свободный рассказ, следователь может задавать вопросы (УПК РФ, ст. 158, 161). В процессе свободного рассказа можно получить сведения об обстоятельствах, о которых следователь не имел представления. Излагая те или иные факты в той последовательности, в которой их воспринимал допрашиваемый, он легче вспомнит мелкие, но порой очень существенные для дела детали.

Особенно тщательно продумывается последовательность выяснения и исследования обстоятельств дела на допросе подозреваемого. Следователь, исходя из общей тактической линии, заранее делит предмет допроса этих лиц на определенные части. Он решает, в какой последовательности (в хронологическом порядке или в разбивку, переходя от частного к общему или наоборот, начать с цели преступных действий, а затем переходить к выяснению фактических обстоятельств или наоборот) следует выяснять интересующие обстоятельства. Если допрашиваемый может уклониться от дачи правдивых показаний или дать заведомо ложные показания, то в первую очередь целесообразно выяснить обстоятельства, наиболее полно и достоверно исследованные в деле. В первую очередь допрашиваемому ставятся вопросы более общие, а затем частные, которые подразделяются на основные (относящиеся ко всему предмету допроса), дополняющие (для восполнения пробелов свободного рассказа), контрольные (проверка достоверности сообщения).

Таким образом, последовательность и определение первоочередности задаваемых вопросов дали положительный результат при расследовании уголовного дела.

5. Критичное отношение к познаниям допрашиваемого.

Выслушивая свободный рассказ и ответы на вопросы, следователь критически анализирует показания, допрашиваемого путем выявления их соответствия или несоответствия законам диалектической и формальной логики, сопоставления их с имеющимися доказательствами и оперативными данными, а также сравнения отдельных частей показаний между собой.

Критическое отношение к себе требуют показания, которые полностью совпадают с показаниями ранее допрошенных лиц, поскольку такое совпадение могло явиться результатом предварительного сговора.

Особо тщательно необходимо анализировать признаки, указывающие на заведомо ложь допрашиваемого, например, ссылки на плохую память. Прежде чем вывести суждение о показаниях, необходимо тщательно выяснить, откуда известны допрашиваемому сообщаемые им сведения и кто их может подтвердить. При анализе показаний необходимо также учитывать внешние реакции допрашиваемого и его поведение в процессе допроса [33, с.15].

Все перечисленные общие положения тактики допроса и конкретные приемы этого следственного действия должны полностью отвечать требованиям законности и нормам этики.

2.2 Подготовка к допросу

По криминалистической классификации допрос входит в группу вербальных следственных действий, предусмотренных УПК.

Поэтому общие положения (приемы, рекомендации) подготовки и производства данной группы действий выступают в качестве базы, опираясь на которую производятся подготовка и осуществление допроса. Вместе с тем, будучи адаптированным применительно к указанному следственному действию, эти положения должны реализовываться в комплексе с теми приемами и рекомендациями, которые характерны только для допроса.

Подготовка к допросу включает: получение и анализ исходных данных, определение предмета допроса и изучение относящихся к нему материалов; изучение личности допрашиваемого; выбор места, времени допроса и способа вызова лица на допрос; составление плана и прогнозирование результатов допроса; обеспечение нормальной обстановки допроса. Рассмотрим эти положения более подробно.

1. Получение и анализ исходных данных, определение предмета допроса и изучение относящихся к нему материалов.

Предмет конкретного допроса – совокупность фактов, обстоятельств, действий или эпизодов, о которых предполагается получить показания или объяснения допрашиваемого.

Предмет допроса следователь определяет перед вызовом лица на допрос, для чего кроме уголовного дела, необходимо изучить оперативные материалы, архивные, личные дела и т.д.

В качестве партнера следователя по коммуникации в данном случае выступают следующие процессуальные фигуры: потерпевший от преступления, свидетель, подозреваемый и обвиняемый в совершении преступления, судебный эксперт. В предмет допроса могут входить известные допрашиваемому обстоятельства деяния, по поводу которого возбуждено уголовное дело, связанные с ним события предкриминального, посткриминального характера, а также события, развивающегося параллельно исследуемому деянию. Данные события могут быть разделено на две общие группы. Одна их часть имеет отношение ко всему, представляющему оперативно – следственный интерес, что произошло до возбуждения уголовного дела. Эти события могут быть связаны с преступным и непреступным поведением будущего подозреваемого, потерпевшего, движением орудия преступления и других объектов, функционировавших при подготовке, совершении преступления и после этого, но до того, как о содеянном стало известно правоохранительным органам. Во вторую группу исследуемых событий, включая поведенческие акты, виды деятельности, различные факты, имевшие место по ходу расследования. Они могут относиться к поведению потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, включая акты противодействия расследованию со стороны последних, действиям по обнаружению, фиксации, изъятию, исследованию носителей криминалистически значимой информации, в том числе к экспертной деятельности. Например, потерпевший может быть допрошен не только по вопросам своего поведения до совершения преступления, обстоятельствам преступного посягательства и его отражения, но по поводу изменения линии своего поведения на следствии, если таковое имело место, обстоятельствам оказанного на него давления со стороны незаинтересованных в объективном исходе расследования лиц в том случае, когда подобное воздействие было осуществлено. Понятой может быть допрошен в качестве свидетеля о том, как производилось следственное действие в его присутствии, что при этом было обнаружено, зафиксировано, изъято, по другим вопросам, связанным с организацией данного действия, его производством и отражением в процессуальном документе, условиями восприятии им действий следователя, поведением других участников следственного действия и т.д. [13, с. 66].

У подозреваемых в первую очередь выясняют сведения, необходимые для предотвращения готовящихся преступлений, проведения срочных розыскных действий и оперативных мероприятий, недопущения уничтожения улик, а также сведения для определения направления дальнейшего расследования.

Изучение относящихся к предмету допроса материалов уголовного дела, оперативной разработки дадут возможность иметь четкое представление об обстоятельствах, достоверно установленных и которые требуют всестороннего исследования на допросе. При расследовании преступлений может возникнуть необходимость уяснить некоторые специальные вопросы. В этом случае следователь может ознакомиться со специальной литературой, с производственным процессом, условиями прохождения службы, несения боевого дежурства, получить консультацию у специалистов. Все это позволяет следователю уверенно, целенаправленно вести допрос, эффективнее применять тактические приемы.

Цель допроса – получение полных и правдивых показаний по делу.

2. Изучение личности допрашиваемого.

Следователь, едва увидев переступившего порог человека, вызванного на допрос, решает вопрос выбора варианта модели своего поведения, который позволит достичь ожидаемого результата от данного следственного действия. Этому способствует криминалистическое распознавание образа допрашиваемого лица. Речь идет не о внешнем, поверхностном, видимом, не о мнимом, кажущемся, зачастую намеренно навязываемом образе, а о подлинном, внутреннем, сущностном социально – психологическим облике партнера следователя по информационному взаимодействию [38, с. 41]. При предварительном изучении личности обвиняемого следователь выявляет социальный статус лица, выполняемые им социальные роли, социально-значимые личностные качества, психические возможности индивида в ситуациях, имеющих значение для расследования [16, с. 45].