Смекни!
smekni.com

Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны (на материалах Урала) (стр. 2 из 4)

Для исследователя определенные трудности представляет воссоздание статуса и численности эвакуированных советских немцев и поляков. С началом войны часть немцев, издавна проживавших на территории СССР, вероятно, попала в общий поток эвакуированных. Но уже с 28 августа 1941 г., в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", все советские немцы были превращены в спецпереселенцев.

Что касается поляков, то их положение неоднократно менялось на протяжении войны и зависело от перипетий в советско-польских отношениях. С присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии в сентябре 1939 г. жители этих территорий становились советскими гражданами. В период с сентября 1939 г. по июль 1941 г. производилась депортация во внутренние районы СССР так называемых неблагонадежных элементов (среди них были поляки, евреи, украинцы, белорусы и представители других национальностей). Эти люди - всего 1 173 170 человек - отправлялись на спецпоселение. 30 июля 1941 г. между правительством СССР и польским эмигрантским правительством в Лондоне были установлены дипломатические отношения. В связи с этим была проведена амнистия поляков - военнопленных и спецпереселенцев. В декабре 1941 г. было сделано изъятие из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 ноября 1939 г., в соответствии с которым лица, прибывшие из Польши после 1-2 ноября 1939 г., считались польскими подданными. По данным польского посольства, был зарегистрирован 265 501 польский гражданин, в том числе на территории РСФСР 117 тыс.[23]. В середине 1942 г. советско-польские отношения обострились в связи с уходом с территории СССР армии Андерса. Были закрыты польские представительства в СССР, а 15 января 1943 г. было принято постановление СНК СССР "О советском гражданстве некоторых категорий бывших польских граждан". На его основании была проведена паспортизация бывших польских граждан, проживавших в СССР, и все они попали в разряд эваконаселения.

Поскольку война приняла долговременный характер, пребывание людей в эвакуации затянулось на несколько лет.

Состав коренного населения Урала, как и. других тыловых районов СССР, изначально отличался этнической пестротой, что было обусловлено особенностями исторического и территориально-географического положения региона. Так, по данным переписи 1939 г., среди жителей Урала русские составляли 71.54%, татары - 8.95, башкиры - 5.96, удмурты - 3.89, украинцы - 3.00, мордва - 1.53, чуваши - 1.07% и т.д. [24].

В 1930-е гг. произошли массовые перемещения людей на строительство уральских гигантов социндустрии. Пестрота национального состава усилилась вследствие притока в регион раскулаченных, репрессированных и депортированных в 1920-1940-е гг. То же произошло и после эвакуации. Среди прибывших на 1 октября 1941 г. по эвакуации в Свердловскую обл. 54.5% составляли русские, 30 - евреи, 9.7 - украинцы, 2.9 - белорусы, 0.5 - поляки, 0.7 - латыши, 0.4 - эстонцы, 0.2 - литовцы, 0.04 - молдаване, 1.1 % - представители других национальностей [25].

На Урале в 1941-1943 гг. жили и работали представители 60 наций и народностей из 52 областей и республик страны [26]. В 1943 г. в состав партийных организаций входили коммунисты 50 национальностей из Оренбургской обл., 49 из Башкирской АССР, 55 из Пермской обл., 65 из Свердловской обл., 44 из Удмуртской АССР, 66 из Челябинской обл. [27].

Местными партийными и государственными органами проводилась работа по интернациональному воспитанию трудящихся и учету национальных интересов эваконаселения. Идеи нерушимой дружбы наций и народностей СССР пропагандировались через средства массовой информации, наглядную агитацию; проводились лекции, организовывались митинги и т.п. Для детей эвакуированных эстонцев в Далматовском, Варненском, Верхнеуральском, Макушинском и Чесменском районах Челябинской обл. были открыты школы или классы с преподаванием на родном языке. В декабре 1942 г. во многих городах и районах Урала были проведены мероприятия, посвященные 25-летию со дня провозглашения 1-ым Всеукраинским съездом Советов Украинской ССР.

Органы партийной и государственной власти, профсоюзные и другие общественные организации оказывали эвакуированным помощь в улучшении их материально-бытового положения, проявляли заботу об охране их здоровья. Так, в Удмуртии была открыта Озоно-Чепецкая лесная школа-санаторий, в которой лечились эвакуированные польские дети. Подготавливались национальные кадры для национальных республик. Например, в поселке Тирлянский Башкирской АССР в 1942 г. функционировала спецшкола медсестер Латвии, которую окончили 360 человек [28].

Плодотворно и взаимообогащаясь работала творческая интеллигенция. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений Урала пополнился эвакуированными специалистами и стал более высококвалифицированным. Деятели культуры Украины, находясь в эвакуации в Башкирии, благодарили за оказанный им теплый прием: "За годы Отечественной войны Уфа стала для нас родным городом, и дружба наша в общей работе на оборону страны... возросла и окрепла" [29]. По инициативе Союза писателей Башкирии и украинской секции писателей при активном участии общественности республики в 1941 г. отмечался юбилей украинского поэта И. Франко. Люди разных национальностей участвовали во всенародной помощи фронту. Летом 1942 г. среди молдавских граждан прошел сбор средств на постройку танков "За Советскую Молдавию" [30].

Отношения между эвакуированными и местными жителями различных национальностей на бытовом уровне в целом можно охарактеризовать как дружелюбные. Вот, например, что вспоминает о своем военном детстве Нина Тантлевская-Лебедева:

"Начало войны. Мне 7 лет, брату 4 года. Вместе с мамой эвакуированы на Урал. Живем в бараках. Внутри вместо стен развешаны простыни. За каждой такой «стеной» - семья... Помню свой день рождения 7 января 1942 г. Соседка - учительница эстонка Ольга Павловна Нокс - подарила мне целое богатство - стакан сахара" [31].

А.В. Вольфсон, эвакуированный в 1941 г. в Чкалов (Оренбург), так характеризует атмосферу того времени:

"На Среднем Урале до войны проживало немного евреев, они все практически работали рядом с русскими, вместе строили предприятия, и в общем людям не было знакомо это чувство (антисемитизм) в таком объеме, как в западных районах. Многие местные жители вообще не различали приезжих по национальности" [32].

И все же, если мы хотим воссоздать объективную картину исторических событий, необходимо сказать о негативных явлениях, происходивших в тылу. Прибывавших по эвакуации евреев в основном встречали хорошо, но иногда проявлялись антисемитские настроения.

Как правило, они возникали на фоне неприязни к эваконаселению в целом и были особенно заметны в сельской местности. Такие случаи известны в Сакмарском районе Оренбургской обл., в Павловске Пермской обл., Лебяжьевском районе Челябинской обл., Красноуфимском, Ниже-Сергинском, Туринском районах Свердловской обл. Жительница города Шадринска Челябинской обл. В.Н. Иовлева вспоминает, что среди эвакуированных "больше бросались в глаза евреи со своей грассирующей речью. Дети сразу стали их копировать, а маленьких дразнить" [33].

В Нуримановском районе Башкирии на бумажной фабрике "Красный ключ" избили рабочего-еврея, эвакуированного из Гомеля. В Уфе в 1942 г. произошел случай зверского убийства подростками эвакуированного мальчика-еврея. В многолюдных очередях возникали слухи о том, что "евреев на фронте нет, все они укрылись в тылу" [34].

В сентябре 1942 г. главный редактор газеты "Правда" П.Н. Поспелов получил письмо, где говорилось о волне антисемитизма в Свердловской обл. и излагалась просьба подключиться к пропаганде вреда антисемитизма как фашистской провокации [35]. Местные партийные и государственные органы власти различными способами стремились нейтрализовать возникшие антиеврейские настроения. Так, в ноябре 1941 г. при рассмотрении на заседании бюро Курганского ГК ВКП(б) вопроса о политической работе с эвакуированными отделу пропаганды и агитации было поручено организовать пропаганду дружбы народов и разъяснение контрреволюционной сути шовинизма и антисемитизма [36]. Решением бюро Лебяжьевского РК ВКП(б), состоявшегося в июле 1942 г., за проявление антисемитизма из партии был исключен бывший председатель райпотребсоюза Кольев; секретари первичных партийных организаций были обязаны обсудить данный вопрос на закрытых партсобраниях и принять меры к пресечению подобных настроений и действий [37].

Следует отметить, что проявления межнациональной розни коснулись и прибывшего русского населения. В докладной записке в Башкирский обком ВКП(б) от 29 июня 1942 г. говорилось о том, что в марийской деревне Шелкановка затравили русского эвакуированного мальчика; в Будзякском районе местная жительница татарка Тагирова в жару в поле не дала русской работнице воды и той стало плохо, а когда бригадир зачерпнул кружкой воду, она ударила его по руке и сказала: "Я скорее умру, чем дам русской напиться" [38].

При размещении, трудоустройстве и материальном обеспечении эвакуированных поляков у советского правительства не существовало никакой особой "польской" политики. На них распространялся статус эвакуированных советских людей. Но особенности, связанные с проживанием поляков в тыловых районах СССР, существовали. Прежде всего - это языковый барьер. Осложняющими психологическими факторами были оторванность от родины, недостаточная информация о происходящих в Польше событиях, отношение местного населения к полякам как бывшим гражданам Польши и спецпереселенцам. Следует назвать и трудности с устройством на работу польской интеллигенции, среди значительной части которой были сильны антисоветские настроения, подкрепляемые ущемлением политических прав этой части эвакуированных, неразберихой с гражданством и т.д.