Смекни!
smekni.com

Гуннско-тюркский сюжет о прародителе-олене (быке) (стр. 2 из 2)

Взволнавалась, вышла из берегов.

В момент тот из Черной большой реки

Черный бык вышел.

Рога Черного быка -

Рога - меч, рога - копье.

На Черный хребет (он),

Мыча и ревя, идет...[18]

Одно из древних киргизских преданий повествует о том, что "кыргызы (цзилицзисы) ведут свое происхождение с той поры, как Сорок девушек земли Хань вступили в брачный союз с мужчинами усы...(Народ) усы также получил свое имя от названия реки и проживает к востоку от цзилицзисы, к северу от реки Цянь-Хе (Кем, то есть Енисей)... все (усы) омываются в реке, чтобы почтить духов реки ,потому что, по преданию, оттуда вышел их родоначальник"[19] Очевидно, их родоначальником также считался бык (или корова, олень), и представление о нем также связывалось с водной стихией.

Традиционная связь быка с водными объектами ярко проявляется в религиях народов Востока.[20] Известно, что хакасы (качинцы) и некоторые другие тюркские народы в определенное время приносили жертву реке: обычно кидали в воду черного бычка, чтобы задобрить "духов" или "хозяина" реки.

Таким образом, имя быка (коровы или оленя) постепенно превращается в этноним, а затем в топоним (гидроним). Это происходит, очевидно, еще в догуннский период, когда бык (или олень) был тотемным животным, давшим название племени, что получило отражение в гуннской мифологии, зафиксированной древними авторами.

Основываясь на данных некоторых письменных источников, а также на бытующих в фольклоре различных тюрко-монгольских народностей мифологических сюжетах и обрядах, можно в какой-то мере рекоструировать религиозные представления гуннов и выявить их родство с далекими предками некоторых современных тюркоязычных народов.

Список литературы

[1] А.П. Дульзон. Гунны и кеты (К вопросу об этногенезе по языковым данным). - "Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Серия общественных наук", 1968, вып.3, стр.137-142

[2] Рашид-ад-дин. Сборник летописей, т.1, кн.1-я М.-Л., 1952, стр 85-86; А.Н.Кононов. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази. М.-Л., 1958, стр. 50-51.

[3] А.Бернштам. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII вв. М.-Л., 1946, стр.83-84.

[4] Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Вступительная статья, перевод и комментарий Е.Ч.Скржинской. М., 1960, стр.90-91. [5] Там же.

[6] Там же, стр. 271-272 (комментарии).

[7] Там же, стр. 106.

[8] А.М.Щербак. Огуз-наме. Мухаббат-наме. М.,1969, стр. 37,46; А.Н. Кононов. Родословная туркмен , стр. 82-84.

[9] В.И.Абаев. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. М., 1965, стр.95.

[10] В.А.Гордлевский. Что такое "босый волк"? - "Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка", т.VI, 1947, стр. 330.

[11] См.: А.Алимжанов. Трагедия на лесном кордоне.- "Литературная газета " от 8 июля 1970 г.

[12] Различные версии этимологии этнонима ог'уз см.: А.Н.Кононов. Родословная туркмен, стр. 82-84.

[13] Различные версии этимологии этнонима ог'уз см.: А.Н.Кононов Родословная туркмен, стр.84.

[14] Н.В.Кюнер. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961, стр. 40.

[15] Е.П.Окладников. Олень золотые рога. М.-Л., 1964, стр. 118-119.

[16] М.Д.Хлобыстина. Древнейшие южносибирские мифы в памятниках окуневского искусства.- В сб.: "Первобытное искусство". Новосибирск, 1971, стр. 170-171.

[17] М.И.Шахнович. Первобытная мифология и философия. Л., 1971, стр. 168-169.

[18] См. сб.: "Алтын Арыг'" (на хак.яз.). Абакан, 1958, стр. 196-197.

[19] Е.И.Кычанов. Сведения в "Юань-ши" о переселениях киргизов в ХIII в. - "Известия Академии наук Киргизской ССР. Серия общественных наук ", т.V, вып. 1. Фрунзе, 1963, стр.59-60

[20] См.: Б.Андрианов. Бык и змея ( У истоков культа плодородия). - "Наука и религия", 1972, 1.